Современная экономика характеризуется высоким уровнем глобализации и интернационализации производства. Это значительно повышает актуальность вопросов повышения конкурентоспособности предприятий посредством эффективной системы управления.
Как показывает практика, наилучшие стратегии менеджмента взаимосвязаны с культурными традициями, а также национальными особенностями страны, следовательно, философия управления неотделима от них. Каждая нация обладает определенными особенностями, которые находят свое отражение в построении системы управления.
Создание современной модели национального менеджмента является процессом изучения и поиска, который следует изучать по правильным принципам и направлениям; только в таком случае можно получить работающий результат.
Китай является уникальной страной, со своей особенной культурой. Китайский народ считает, что на основе совокупности традиций и научной теории можно создать эффективную систему управления. По мнению многих теоретиков именно благодаря своим ценностям и философии управления Китай станет лидером в мировой экономике.
На сегодняшний день страна постепенно открывается перед мировым рынком, улучшает свою политическую и рыночную среду, стимулирует экономическое развитие. Сейчас в Китае развиваются многие перспективные отрасли: телекоммуникации, финансы, страхование, а также оптовая и розничная торговля, высокотехнологичное производство. Именно позитивные тенденции в развитии данной страны, являются причиной повышенного внимания к ее системе управления.
Целью данной работы является изучение особенностей китайской модели управления.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы и природу менеджмента;
2. Проанализировать ценностные основы китайского управления;
3. Рассмотреть особенности управления персоналом китайских организациях%
4. Рассмотреть ключевые проблемы управления в китайских компаниях.
Читать дальше
Институт управления - или иными словами менеджмент - является феноменальным явлением в истории человечества. За 150 лет своего существования, он сформировался, приобретя огромный вес и влияние. Менеджмент полностью преобразил социальную и экономическую структуру разных стран мира. Именно согласно законам менеджмента и была построена глобальная экономика, а также были установлены новые правила игры для стран, принимающих участие в ее развитии. За последние десятилетия менеджмент существенно изменился.
Безусловно, что основной задачей менеджмента неизменно остается - обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить условия для обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющие им эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.
Постепенно сущность данной задачи все же изменяется, хотя бы это обусловлено тем, что меняется качественный состав рабочей силы. Если раньше основу трудовых ресурсов составляли низкоквалифицированные кадры, то сегодня растет доля высокообразованных работников.
Менеджмент как управление в современных условиях рынка должен соответствовать следующим требованиям:
• организация должна ориентироваться на потребности рынка, за также потребительский спрос, осуществляя производство видов продукции, пользующихся спросом и способных принести предприятию прибыль;
• компания должна постоянно стремиться к повышению эффективности производства, обеспечению минимальных затрат;
• организацию должна отличать хозяйственная самостоятельность, которая бы обеспечивала свободу принятия решений лицам, несущим
Читать дальше
Основатель китайской модели менеджмента Чэн Цзюньи отмечает, что управление во многом определяется культурой. В свою очередь культуру можно разделить на: «рыболовецкую культуру» и «садовую культуру». «Рыболовецкая культура» характеризует жадность и страсть к владению, а также преобладание в философии захватов, войн и стратегий. А «садовую культуру», ознаменовывают понимание и любовь в жизни.
Чэн Цзюньи предполагает, что рыболовецкая культура заставляет современных руководителей гнаться исключительно за прибылью. Основу садовой культуры составляет принцип: «Разум уважает ценность человека». Суть данной культуры заключается в признании ценности образованности, семьи, мира. В свою очередь, китайская модель менеджмента базируется на садовой культуре.
Рассмотрим более подробно ценности китайской модели управления:
1 Изменчивость и гибкость
Основную ценность китайской модели управления составляют ее изменчивость и гибкость. Обусловлено национальными традициями, высокой степенью неопределенности, а также постоянными внешними и внутренними изменениями.
2 Человек — основа
Важной характерной чертой китайского менеджмента является высокая оценка человека. Менеджмент, в данном случае, понимается как управление людьми и делами, однако человеческий фактор здесь стоит на первом месте человек находится на первом месте.
Если сравнивать китайский менеджмент с другими моделями управления, то можно отметить следующие особенности, американская модель, нацелена на внешний спрос, что и определяет цели американских компаний, японские компании ориентированы на совместное дело, однако не учитывают личных особенностей человека, китайская модель менеджмента подчеркивает роль человека в формировании прибыли, следовательно целью управления является развитие потенциала человека.
3 Культура предприятия с семейными особенностями
Еще один фактор, серьёзно влияющий на культуру китайского управления — это «Семейная идея». Она оказывает сильное влияние на мировоззрение китайцев, это обусловлено тем, что люди питают наибольшее доверие к членам своей семьи.
Идея семейной организации похожа на единое здание, в котором китайская национальная традиция выступает как крепкий культурный фундамент; она развивалась на основе традиционной древней культуры и особенностей ее различных направлений. На протяжении всей своей истории китайская культура накапливала знания и опыт, в результате она превратилась в реальную силу и надежно укоренилась в душе каждого китайца.
Читать дальше
Между китайской моделью управления и другими зарубежными моделями существуют различия также и в управлении персоналом. Рассмотрим основные особенности управления персоналом в китайских компаниях. Можно выделить следующие особенности:
1 Ориентация на привлечение талантов
Китайским правительством проводится льготная политика по отношению к китайским студентам, которые учатся и работают за границей, это позволяет создавать в Китае высокотехнологичные компании.
Например, в последние годы в Пекине было открыто около 1200 организации, а в Шанхае- 2000, это было сделано при содействии специалистов, которые вернулись из-за границы.
Сегодня китайские организации приглашают квалифицированных и инициативных сотрудников, обладающих управленческим опытом как из разных городов Китая, так и из зарубежных стран, для создания управленческих команд высокого уровня. Таких специалистов как правило называют «воздушный десант».
В компании приглашают многочисленных выпускников вузов Китая, особенно это характерно для организаций, находящихся на стадии быстрого роста.
Читать дальше
Управление - это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику.
Китайская модель менеджмента базируется на садовой культуре.
Рассмотрим более подробно ценности китайской модели управления:
1 Изменчивость и гибкость;
2 Человек — основа
Важной характерной чертой китайского менеджмента является высокая оценка человека. Менеджмент, в данном случае, понимается как управление людьми и делами, однако человеческий фактор здесь стоит на первом месте человек находится на первом месте.
3 Культура предприятия с семейными особенностями
Еще один фактор, серьёзно влияющий на культуру китайского управления — это «Семейная идея». Она оказывает сильное влияние на мировоззрение китайцев, это обусловлено тем, что люди питают наибольшее доверие к членам своей семьи.
Между китайской моделью управления и другими зарубежными моделями существуют различия также и в управлении персоналом. Рассмотрим основные особенности управления персоналом в китайских компаниях. Можно выделить следующие особенности:
1 Ориентация на привлечение талантов
Китайским правительством проводится льготная политика по отношению к китайским студентам, которые учатся и работают за границей, это позволяет создавать в Китае высокотехнологичные компании.
Читать дальше
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 528 с.
2. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008
3. Кравченко А.И., История менеджмента: Учебник/ А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – 560 с.
4. Малявин, В.В. Китай управляемый, старый добрый менеджмент / В.В. Малявин. – М.: Европа, 2007. – 304 с
5. Особенности национального менеджмента на примере Китая / Бай Кайфэн // Проблемы современной экономики. – 2009. – N 1. – С. 518-520
6. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: Курс лекций. — К.: МАУП, 2008
7. Томилов В.В. Менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2003
8. Фен Чжен Луй. Красный менеджмент, 2008.
Читать дальше