Последствия чрезвычайных ситуаций в большинстве случаев могут оказываются катастрофическими. Чрезвычайные ситуации не только нару-шают нормальную жизнедеятельность населения, но и влияют на объекты экономики, транспорта и т.п .
Поэтому важное экономическое и социальное значение имеет планиро-вание ряда мероприятий по предупреждению и подготовке к ликвидации по-следствий чрезвычайных ситуаций, а также планирование по снижению ЧС. Эта система охватывает все управленческие уровни и все системы экономи-ки. Предусматривается повышение устойчивости объектов при ЧС, разра-ботка и внедрение новых технологий, создание систем прогнозирования, разработка федеральных и региональных программ, создание финансовых резервов и резервов материальных ресурсов, накопление материально-технических, медицинских и продовольственных запасов и т.п. [1].
Читать дальше
Согласно Федеральному закону РФ ''О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера'' № 68-ФЗ-94 г. к основным целям планирования относятся [2]:
- обучение действиям при ЧС;
- защита населения;
- уменьшение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
Учитывая плановый срок разрабатываемого плана и его плановый пери-од, планирование можно разделить на:
- перспективное (долгосрочное) – 10-15 лет;
- текущее (оперативное) планирование – 1-5 лет.
К перспективному планированию Федеральные целевые программы:
- ''Дети Чернобыля''.
- ''По защите населения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы'' и др.
По текущему планирование производится в плановых рамках: ''ГО'', ''Планов действий'', по ПУФ; которые разрабатываются управленческими органами на всех уровнях. В содержание данных планов включаются, по-мимо мероприятий инженерно-технического и технологического характера, которые касаются конкретных опасностей и опасных производств, еще эко-номические меры и меры организации [3].
К текущему планированию относятся мероприятия по [3]:
- подготовке и созданию сил реагирования;
- созданию оповещения об угрозе возникновения ЧС;
- подготовке мест для временного размещения населения при эвакуации;
- созданию запасов материальных, технических средств и др.
Производится оценка безопасности:
1. Изучение нормативной базы по организации и предупреждению ЧС.
2. Выявление источников ЧС.
3. Определение степени опасности объектов для населения и территорий.
5. Выбор и обоснование мероприятий по направлениям снижения риска ЧС:
¨ мониторинг окружающей среды и диагностика состояния зданий;
¨ прогнозирование ЧС;
¨ повышение надежности производственных процессов.
6. Выбор мероприятий по смягчению последствий от ЧС:
¨ защита населения;
¨ подготовка объектов к работе в условиях ЧС;
¨ подготовка к ликвидации последствий ЧС;
¨ инженерная защита территорий и населенных пунктов;
¨ информирование населения о возможных ЧС и подготовка к действиям в условиях ЧС.
7. Планирование предупреждения и ликвидации ЧС.
8. Реализация мероприятий и планов предупреждения ЧС.
Читать дальше
Разработка планов осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. План действий при ЧС разрабатывается в органе внутренних дел, где есть штаб (начальник штаба), или подразделение, выполняющее его функции. Планы применения внутренних войск МВД России при ЧО разрабатываются в объединениях, соединениях, воинских частях и военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России. При необходимости планы могут разрабатываться в ГУ МВД России по федеральным округам [4].
Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:
- подписываются начальником штабного подразделения;
- согласовываются с командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполни-тельной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само-управления;
- утверждаются соответствующими руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и представляются на согласование начальникам Главных управлений МВД России по федеральным округам.
Копии планов хранятся в ГУ МВД России по федеральным округам.
Планы УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательного учреждения МВД России [5]:
- разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления и с учетом выполняемых задач;
- подписываются начальником штаба (или подразделения, выполняющего его функции);
- согласовываются с руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов российской Федерации по территориальности, с командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части, их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
Читать дальше
План состоит из текстовой части и приложений.
Текстовая часть включает два раздела:
1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика обстановки;
2. Мероприятия при угрозе и возникновении аварий и стихийных бедствий.
Приложения. Разрабатываются 7 основных приложений к Плану.
Допускается разработка справочных и других документов, обеспечивающих реализацию Плана, которые комплектуются в отдельный пакет в качестве приложения к Плану [3].
Раздел I: Краткая географическая и социально-экономическая характеристика
1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика муниципального образования и оценка обстановки.
1.1 Рельеф, климат, растительность, общие выводы.
Площадь, протяжённость границ, сопредельные территории, климат, тип (зона) местности, геологические и гидрологические опасности, гидросеть (основные реки, озёра, водохранилища), годовое количество осадков, лесистость, общие выводы о влиянии природных условий на проведение мероприятий по ЗН и Т от ЧС (возможные ЧС - техногенные, природные, биолого-социальные и теракты; движение и маневр техники; предпосылки к возникновению лесных, торфяных пожаров; попадание в 30-ти км зону РЗ; и т.д.
1.2 Административное деление, население и населённые пункты.
Численность и плотность на 1 кв. км. населения, в том числе по поселениям; территории и населённые пункты, на которых вероятны ЧС межмуниципального характера;
Читать дальше
Этапы планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций представляют собой следующее:
- определяются учреждения и организации, которые могут быть задействованы при планировании и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- оценка безопасности населения и территорий (заполнение паспорта безопасности административно-территориальных единиц);
- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- выявление опасных источников ЧС природного, техногенного, биолого-социального и иного характера;
- выбор и технико-экономическое обоснование основных организационных и инженерно-¬технических мероприятий по снижению риска возникновения источников техногенных чрезвычайных ситуаций (совершенствование основных фондов, повышение надежности производственных процессов в интересах обеспечения безаварийности производства и локализации зон воздействия поражающих факторов и др.);
- выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по уменбшению последствий воздействия источников ЧС на население, основные объекты экономики и природную среду по направлениям: защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях ЧС; рациональное размещение основных производительных сил на территории субъекта Российской Федерации; рациональное природопользование; инженерная-техническая защита территории, локализация зон;
- воздействия поражающих факторов источников ЧС;
- подготовка основных объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС; подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- создание фонда страховой документации; подготовка системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий аварий и катастроф;
Читать дальше
В большинстве случаев последствия чрезвычайных ситуаций могут быть непредсказуемыми:
- разрушения (при землетрясениях, пожарах, ураганах, смерчах, селях);
- радиоактивное загрязнение и химическое заражение (при авариях на радиационно и химически опасных объектах);
- пожары (по причине природных явлений и несоблюдения правил пожарной безопасности);
- затопления (в следствие наводнений, разрушений гидротехнических сооружений);
- массовые заболевания людей, животных и растений.
Поэтому планирование действий территориальных органов при чрезвычайных обстоятельствах имеет очень важное значение, чтобы предупредить возможные катастрофы.
Читать дальше
1. Е.В. Артемьев, М.Н. Семенова. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
2. Приказ МВД РФ № 88 от 06.02 2012 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».
3. Рекомендуемый регламент планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании (Плана действий при ЧС).
4. Постановление от 25 августа 2011г. №310 “О планировании действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Забайкальского края”.
5. Приказ МВД РФ №870 дсп от 10 сентября 2002г. “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”
Читать дальше