Компетентность в широком смысле понимается как степень зрелости человека, подразумевая обученность и воспитанность личности, что позволяет ему успешно функционировать в социуме. Мы же рассмотрим компетентность в более узком смысле – в качестве деятельностной характеристики педагога-психолога системы образования..
Согласно требованиям к специалисту Службы практической психологии образования в ситуации введения ФГОсов общего образования и стандарта профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии к числу профессиональных компетенций психолога относятся компетенции: профессионально-коммуникативная; профессиональная ответственность; организационная; педагогическая, исследовательская; профессиональной рефлексии; психолого-консультативная; психокоррекционная; экспертная.
Педагогическая компетенция включает в себя методическую, дидактическую и воспитательную компетенции. Все они взаимосвязаны между собой. Преподавательская компетенция содержит в себе методический и дидактический аспекты, а также воспитательный компонент.
Психолого-педагогическая компетентность проявляется во владении навыками педагогического общения, умении диагностировать и использовать диагностический материал проектировать и направлять индивидуальное развитие личности, в способности оказывать психолого-педагогическую помощь, в потребности в профессиональном саморазвитии.
Осуществляя практическую деятельность, педагог-психолог должен уверенно владеть методиками исследования, уметь пользоваться теоретическими и эмпирическими методами исследования, методами обработки экспериментальных данных, уметь интерпретировать информацию, которая представлена в виде диаграмм, графиков, схем, таблиц.
В процессе профессиональной деятельности педагог-психолог проводит диагностики, консультации, коррекционную деятельность и педагогическую деятельность с учащимися, родителями, а также педагогическими работниками образовательного учреждения – лекции, беседы, участие в родительских собраниях и т.д.
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что педагог-психолог обладает профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, что предполагает осознание значимости профессии психолога, умение осуществлять самопознание и самообразование в личностном и профессиональном росте.
Педагог-психолог проводит работу со всеми учащимися – с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с нормально развивающимися детьми. В задачи психолога входит выявление и развитие способностей обучающихся. Задача педагога – помогать ученикам в развитии способностей и осознании своей социальной значимости.
В своей работе педагог-психолог использует современные инновационные технологии, что позволяет образовательному учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании новшеств - новых методов, методик, технологий, программ.
Кроме того, в своей деятельности педагог-психолог принимает участие в планировании и реализации образовательной программы - программы универсальных учебных действий у учащихся.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Читать дальше