1.1. Характеристика и анализ образования как общественного явления
Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.
Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.
Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.
Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием.
Читать дальше
2. Прокомментируйте высказывание В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова». (Вопросы общественного воспитания.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание (на вопрос отвечать, как на свое мнение).
Ответ.
В.М. Бехтерев, я думаю, имел в виду, что образование можно получить, а вот воспитание должно быть заложено с детства. Воспитание является как бы пропуском к тому, чтобы из ребенка в будущем вырос умный, ответственный и интеллигентный человек, способный получить достойное образование.
Например, родители, которые прививают с детства ребенку культуру, приучают его к прекрасному, поступают верно. Почти наверняка из их ребенка вырастет образованный человек. А в той семье, где культура ребенку не прививалась, даже образование не сможет этого ребенку привить.
Действительно, одной из основных проблем нашего времени можно назвать низкое культурное развитие отдельного человека и общества в целом. Но отчего это происходит? Может быть, люди просто забыли, как выглядит на самом деле культурный, цивилизованный, воспитанный человек? Постараюсь в полной мере раскрыть этот образ, тем самым попробую косвенно повлиять на решение этой глобальной проблемы общества.
Итак, будем по традиции отталкиваться от определения. Слово «культура» в переводе с латинского языка означает - развитие, воспитание, образование. Эти три аспекта являются ведущими в создании облика цивилизованного человека. Они неотделимы друг от друга, прочно взаимосвязаны. Нельзя также отрицать, что всё целиком и полностью зависит от семьи. Ведь, как мы знаем, ребёнок на начальном этапе жизни развивается с помощью папы и мамы. Родители несут полную ответственность за воспитание своего чада, то есть создание культурного человека – это их прямая обязанность. Но я считаю, что не только родители, но и мы сами должны воспитывать в себе сдержанность, самоконтроль, внутренний стержень. Каждому из нас должны быть привиты элементарные нормы поведения в обществе. Человек должен соблюдать хотя бы основные правила этикета, известные с детских лет. Например, культура поведения за столом, уважительное отношение к собеседнику, исключение из речи нецензурной брани и многое другое.
Читать дальше
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения (свое мнение высказать).
Ответ.
Актуальная проблема профессиональной педагогики в современных условиях: проблема многоуровневости профессионального образования.
Актуальность.
Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В этом плане стратегические цели образования вернее определить как социально-личностные, ориентированные на гармоничное сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой.
На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера не затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека не рассматривались. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?
Человечество в считанные десятилетия совершило поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания, которых ранее нигде не существовало. Этот парадокс стал и следствием резкого рассогласования достижений творческой научной мысли, осознающей приоритет человека и необходимость непрерывного духовного, телесного и профессионального совершенствования его как высшей ценности.
Читать дальше
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
2. Загвязинский В.И. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.
3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Педагогическое образование». – Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 224 с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – с. 427.
6. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010. – 904 с.
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Совр. слово, 2001. 927 с.
8. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вуз вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
9. Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие. – Екатеринбург.: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 127 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.
Читать дальше