Глава 1. Смысложизненные ориентации как предмет психологического исследования 2 1.1 Понятие «смысла» в психологической науке 2 1.2 Смысложизненные ориентации студентов в системе личностных смыслов 12 1.3 Особенности ценностно-смысловой сферы сирот-студентов и студентов из полных семей 22 Глава 2. Теоретические аспекты исследования проблемы особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей и девушек с разными условиями семейного воспитания 27 2.1 Психологические особенности юношеского возраста 27 2.2 Психологические и личностные особенности развития и общения сирот 34 2.3 Особенности стиля воспитания сирот и юношей из полных семей 38 2.4 Трудности воспитания сирот и юношей из полных семей 44 Список литературы 48
АлтГПА
2 курс

Особенности ценностно-смысловой сферы личности юношей и девушек с разными условиями семейного воспитания

часть диплома
Психология
51 страниц
81% уникальность
2014 год
10 просмотров
Дорофеев С.
Эксперт по предмету «Психология и педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Глава 1
Глава 2
Список литературы
1.1 Понятие «смысла» в психологической науке Теоретический анализ развития категории «смысл» в отечественной психологии показал, что основные идеи, развиваемые авторами в течение последних десятилетий, выдвинуты Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции и А.Н. Леонтьевым - автором деятельностного подхода в психологии. Начало формирования представлений о смысле как психологической категории было заложено Л.С. Выготским в работе «Мышление и речь» при рассмотрении психолингвистической проблемы противопоставления смысла слова его значению. Данная оппозиция введена французским психологом Ф. Поланом, на которого Л.С. Выготский ссылается в своей работе и чьи положения принимает и развивает. Перечислим эти положения: • понятие «смысл» гораздо шире понятия «значение»; • смысл слова - динамическое и сложное образование; • смысл всегда порождён соотнесением чего-то меньшего к чему-то большему (слово -фраза, фраза - абзац и т. п.); • смысл относительно автономен - во внутренней речи смысл слова преобладает над его значением, имеет собственные законы взаимодействия с другими смыслами. Позже, применяя данное понятие в ходе анализа сознания, Л.С. Выготский выдвигает ещё одно важное положение - речь производит изменение в сознании и приводит сознание к смысловому строению [13]. При этом автор имеет в виду именно вербальные смыслы. Переход к психологической трактовке понятия «смысл» наметился тогда, когда Л.С. Выготский поставил вопрос о смысловой регуляции деятельности и ввёл понятие переживания, которое несёт в себе идею о смысловых образованиях личности. Изучая смысловую регуляцию деятельности, Л.С. Выготский вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая человеком актуальная ситуация его поведения. При осмыслении человеком этой ситуации в ходе реальной деятельности изменяются и смысловое поле, и сами действия. Таким образом, динамика реальной ситуации превращается в динамику мысли, и наоборот. Кроме того, в процессе осмысления, помимо интеллектуальных процессов, присутствует и эмоциональный компонент. Так возникает переживание (аффективное отношение к действительности), которое, по Л.С. Выготскому, является единицей изучения личности и среды в их единстве.
Читать дальше
Традиционно в отечественной возрастной психологии больше представлены исследования, посвященные детскому развитию, и практически отсутствует анализ развития личности в зрелых возрастах. Эта проблема, прежде всего, связана с неразрешенностью ряда методологических вопросов. Основатель культурно-исторической психологии Л. С. Выготский в одной из своих работ писал: «Трудно представить себе, чтобы развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития» [12]. Это высказывание ставит задачу переосмысления методологического аппарата, разработанного Л. С. Выготским для анализа детского онтогенеза, с целью его использования при изучении развития зрелого человека. Юность, находясь на границе детства и взрослости, является уникальным возрастным периодом, дающим богатый материал для решения этой задачи. Несмотря на имеющийся в исследованиях юношеского возраста научный потенциал, работ, посвященных возрастному этапу в границах 17-21 года крайне мало. Чаще всего отдельные свойства и закономерности развития юношей раскрываются при изучении студенчества, но при этом нет описания целостной возрастной структуры юности, а ведь возраст - это «...реальное единство замкнутого в себе целого, имеющего свои свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения именно учета этого целого» [32]. Несогласованность взглядов относительно юношеского возраста проявляется уже при попытке выяснения границ этого периода. Ряд авторов выделяют раннюю (15¬-17 лет) и позднюю юность (18-23 года) (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн и др.). Необходимо отметить, что большинством отечественных ученых разделяется мысль о том, что детство заканчивается примерно в 18 лет.
Читать дальше
1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 2. Асмолов, А. Г. О предмете психологии личности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1983. -№ 3. - С. 118. 3. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с. 4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -3-е изд. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с. 5. Боулби Дж. Привязанность ребенка к матери. М., 2003. 6. Бурменская Г.В,, Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический поход к консультированию детей и подростков. М., 2003. 7. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. -№5. 8. Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. -2013. - №1. - С. 52 - 61. 9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с. 10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с. 11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Общая психология. Тексты. Разд. III. Субъект познания. Вып. 1. Познавательные процессы: виды и развитие. Ч. 2 / под общ. ред. В.В. Пету-хова. - М., 1997. - 514 с. 12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. - С. 5 - 27. 13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. -368 с. 14. Гавриленко В.А. Динамика мотивационных черт личности и профессиональной мировоззренческой позиции студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. 15. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 100–108. 16. Зарецкий В.К, Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова АБ. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002. 17. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 2. — С. 121–133. 18. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978. 19. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука - школе). 20. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М. 2011. -304 с. 21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с. 22. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с. 23. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. / вступ. ст. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 2005. 159 с. 24. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психол.журн. 2005. № 6. С. 87-101. 25. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В.Н. Мясищев ; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея // Психология личности. Тексты. - М., 1982. -С.35-38. 26. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни : материалы III-V симпозиумов. - М., 2001. 27. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с. 28. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. - Ростов н/Д, 1968. - 121с.2 с. 29. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер,2003. 30. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый -http: //hpsy. ru/pub lic/x1240.htm 31. Серый, А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: сб. научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2003. - 410 с. 32. Словарь Л.С. Выготского / под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - 119 с. 33. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. 34. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990. 35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977. 36. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - 2003. -№ 3.- С. 12-16. 37. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни /В.Э. Чудновский. - М.; Воронеж, 2006. 38. Чупрова МА. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 39. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. – М.: Изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». – 1998. – 192 с. 40. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций //Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – №3. – С. 28-47. 41. Шерковин Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. – 1982. – Т.3. – №5. – С. 135-146. 42. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения //Психологические проблемы социальной детерминации поведения. – М., 1976. 43. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е перераб и доп. /Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с. 44. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981. 45. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье// Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2012. № 2. 46. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период формирования российского общества //Социс. – 1997. – №9. – С. 84-92. 47. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал. – 1994. - №1. – с. 35-52. 48. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994. 49. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с. 50. Ярощук Н.Б. Особенности ценностных ориентаций у подростков с различными формами и степенью выраженности девиантного поведения //Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1997. – С. 266-268.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Исследование систем управления
Количество страниц:
11
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
контрольная работа
Контрольная работа по Педагогической психологии
Количество страниц:
11
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Педагогическая психология
контрольная работа
Типы потребительских товаров в маркетинге
Количество страниц:
14
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image