В наше время, время информационных технологий, глобализацией влияющей на человека среды, людям требуется быть не просто «информационными», но познающими социум, других и самих себя. Мир быстро меняется, и мы должны уметь своевременно и правильно оценить результаты своей деятельности, уметь взаимодействовать с другими людьми.
Всё вышесказанное показывает нам, что необходимо устранить противоречия между человеческой природой и правильностью подходов к его воспитанию и системе образования.
Одним из необходимых условий развития личности, при том, уже с детского периода, является готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию. Именно коммуникации обеспечивают детям так нужную им социально-психологическую адаптацию к окружающему его миру. Навык вступления с другими в контакт, умение регулировки своего поведения помогают в определении и достижении социального статуса.
В современном образовании всё это отражается в появлении новой образовательной области для детей по воспитанию звуковой культуры, развитию коммуникативных навыков.
Целями этой области являются:
- развитие свободного общения;
- развитие всех компонентов устной и письменной речи;
- развитие умения слушать и осмысливать;
- овладение различными стилистическими и другими формами выразительности;
- овладение нормами речи на практике.
Т.е, дети должны овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задача воспитания звуковой культуры у детей – это обучение их адекватно использовать как вербальные, так и невербальные средства общения, умению взаимодействия с внешним миром. Также, детей учат выбирать самостоятельно и менять стили общения в зависимости от ситуаций.
Для достижения хорошего и правильного развития звуковой культуры речи у детей средней группы следует достичь задачи:
- развития в детях свободного общения с людьми различных возрастных категорий;
- развитие всех компонентов речи малышей: лексических, грамматических, произношения, умения пользоваться формами монологической и диалогической речи;
- закрепление полученных умений, знаний и навыков при получении практического опыта.
Мы видим, что звуковая культура речи это неотъемлемая часть и устной и, даже, письменной речи, а главное, человеческого взаимодействия и развития.
Процесс решения задач по воспитанию звуковой культуры речи у детей очень полно изучается и педагогами и психологами. Этот вопрос рассматривали такие учёные, как М.Е. Хватцев, Е.И. Радина, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.И. Бельтюков.
Освоение малышом звуков начинается ещё с моментов его внутриутробного развития, а уже на первом году жизни малыши овладевают своими аппаратами слуха и речи.
Появление лепета – это уже начальная основа. Например, Д.Б. Эльконин считает, что усваивать звуковую сторону языка дети начинают. Когда он становится средством общения. Это:
1. Понимание слов, которые обращены к ребёнку и
2. Произношение первых самостоятельных слов.
Есть такое понятие, как «Фонематический слух» - это умение при слушании выделять из потока речи отдельные звуки. Такой слух появляется у человека достаточно рано.
Уже к двум годам, в среднем, малыши различают слова, которые отличны лишь одним звуком, а третий год характеризуется замечанием неточностей в произношении других. Четвёртый и пятый годы жизни уже дают нам возможность сознательных попыток освоения трудно дающихся звуков.
Наука утверждает, что всё же обучение малышей чтению не зависит от наличия интереса ребят к фонетической стороне слов. Для того, чтобы учить детей читать нужно дождаться, чтобы ребёнок умел не только слушать, но и мог выделять в словах отдельные звуки, а к тому же, усваивать порядок следования звуков друг за другом.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. В него включаются качества произношения, элементы звуковой выразительности речи, мимика и жесты и к тому же элементы речевой культуры общения.
Речевое дыхание и слух входят в состав звуковой культуры, они будут предпосылкой к возникновению звучащей речи и основным условием.
Ребёнок постепенно усваивает звуковую сторону языка. Речевой аппарат малыша сформирован уже к дошкольному возрасту, есть лишь небольшие отличия от аппарата взрослого.
Каждый возрастной период детей характерен своими особенностями и недостатками звуковой культуры речи. Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возрастов произносят неправильно некоторые звуки, чаще это шипящие. Также, малыши нередко переставляют или просто пропускают слоги и звуки в словах. Некоторые дети могут говорить очень медленно, некоторые – слишком быстро.
Это всё особенности речи и развития, а также физиологии малышей, они не патологические, и вскоре дети их просто перерастают. Естественно, здесь всё равно требуется квалифицированная помощь взрослых и правильный уклон на преодоление тех или иных речевых дефектов.
Тема Комплексного подхода к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи детей средней группы не просто актуальна, она будет являться актуальной всегда, ведь именно в этом возрасте закладываются основы развития звуковой культуры речи, и надо помочь в правильной их закладке