ВВЕДЕНИЕ 3 1. Психофизиологические основы восприятия звуков 7 2. Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у детей 11 3. Развитие восприятия речи 15 4. Развитие речедвигательного аппарата 18 5. Проблемы речевого развития дошкольников 21 6. Решения проблем воспитания звуковой культуры речи детей в средней группе 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 Список использованной литературы 28 Приложения 29 Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем” 29 Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу. 29 Интонационное выделение слова 29 Игра “Будьте внимательными” 30 Игра “Комары” 30 Игра “ Найди игрушку” 31
МГУ им. Ломоносова

Комплексный подход к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи детей средней группы

контрольная работа
Педагогика
30 страниц
81% уникальность
2014 год
8 просмотров
Касьян В.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
4
5
6
Заключение
Список литературы
В наше время, время информационных технологий, глобализацией влияющей на человека среды, людям требуется быть не просто «информационными», но познающими социум, других и самих себя. Мир быстро меняется, и мы должны уметь своевременно и правильно оценить результаты своей деятельности, уметь взаимодействовать с другими людьми. Всё вышесказанное показывает нам, что необходимо устранить противоречия между человеческой природой и правильностью подходов к его воспитанию и системе образования. Одним из необходимых условий развития личности, при том, уже с детского периода, является готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию. Именно коммуникации обеспечивают детям так нужную им социально-психологическую адаптацию к окружающему его миру. Навык вступления с другими в контакт, умение регулировки своего поведения помогают в определении и достижении социального статуса. В современном образовании всё это отражается в появлении новой образовательной области для детей по воспитанию звуковой культуры, развитию коммуникативных навыков. Целями этой области являются: - развитие свободного общения; - развитие всех компонентов устной и письменной речи; - развитие умения слушать и осмысливать; - овладение различными стилистическими и другими формами выразительности; - овладение нормами речи на практике. Т.е, дети должны овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задача воспитания звуковой культуры у детей – это обучение их адекватно использовать как вербальные, так и невербальные средства общения, умению взаимодействия с внешним миром. Также, детей учат выбирать самостоятельно и менять стили общения в зависимости от ситуаций. Для достижения хорошего и правильного развития звуковой культуры речи у детей средней группы следует достичь задачи: - развития в детях свободного общения с людьми различных возрастных категорий; - развитие всех компонентов речи малышей: лексических, грамматических, произношения, умения пользоваться формами монологической и диалогической речи; - закрепление полученных умений, знаний и навыков при получении практического опыта. Мы видим, что звуковая культура речи это неотъемлемая часть и устной и, даже, письменной речи, а главное, человеческого взаимодействия и развития. Процесс решения задач по воспитанию звуковой культуры речи у детей очень полно изучается и педагогами и психологами. Этот вопрос рассматривали такие учёные, как М.Е. Хватцев, Е.И. Радина, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.И. Бельтюков. Освоение малышом звуков начинается ещё с моментов его внутриутробного развития, а уже на первом году жизни малыши овладевают своими аппаратами слуха и речи. Появление лепета – это уже начальная основа. Например, Д.Б. Эльконин считает, что усваивать звуковую сторону языка дети начинают. Когда он становится средством общения. Это: 1. Понимание слов, которые обращены к ребёнку и 2. Произношение первых самостоятельных слов. Есть такое понятие, как «Фонематический слух» - это умение при слушании выделять из потока речи отдельные звуки. Такой слух появляется у человека достаточно рано. Уже к двум годам, в среднем, малыши различают слова, которые отличны лишь одним звуком, а третий год характеризуется замечанием неточностей в произношении других. Четвёртый и пятый годы жизни уже дают нам возможность сознательных попыток освоения трудно дающихся звуков. Наука утверждает, что всё же обучение малышей чтению не зависит от наличия интереса ребят к фонетической стороне слов. Для того, чтобы учить детей читать нужно дождаться, чтобы ребёнок умел не только слушать, но и мог выделять в словах отдельные звуки, а к тому же, усваивать порядок следования звуков друг за другом. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. В него включаются качества произношения, элементы звуковой выразительности речи, мимика и жесты и к тому же элементы речевой культуры общения. Речевое дыхание и слух входят в состав звуковой культуры, они будут предпосылкой к возникновению звучащей речи и основным условием. Ребёнок постепенно усваивает звуковую сторону языка. Речевой аппарат малыша сформирован уже к дошкольному возрасту, есть лишь небольшие отличия от аппарата взрослого. Каждый возрастной период детей характерен своими особенностями и недостатками звуковой культуры речи. Большая часть детей дошкольного и младшего школьного возрастов произносят неправильно некоторые звуки, чаще это шипящие. Также, малыши нередко переставляют или просто пропускают слоги и звуки в словах. Некоторые дети могут говорить очень медленно, некоторые – слишком быстро. Это всё особенности речи и развития, а также физиологии малышей, они не патологические, и вскоре дети их просто перерастают. Естественно, здесь всё равно требуется квалифицированная помощь взрослых и правильный уклон на преодоление тех или иных речевых дефектов. Тема Комплексного подхода к решению задач по воспитанию звуковой культуры речи детей средней группы не просто актуальна, она будет являться актуальной всегда, ведь именно в этом возрасте закладываются основы развития звуковой культуры речи, и надо помочь в правильной их закладке
Читать дальше
Проблема формирования правильной речи – является одной из составляющих проблем общего воспитания и обучения детей. Звуковая культура речи играет огромнейшую роль в гармоничном воспитании развитой личности малыша. Уже в XVII—XIX вв. в различных энциклопедических ресурсах встречаются мнения авторов о множестве вопросов, которые касаются проблем развития речи у малышей. Все эти вопросы помогают нам представить синтезированную систему, имеющую определённую последовательность. Эти вопросы связаны с различными данными о языке: его роли для человека и значении для общества, развитии. Речь детей является объектом изучения не только современных педагогов и психологов, но и просветителей прошлого. Всегда рассматривались, и рассматриваться будут такие вопросы, как: - роль звуковой культуры речи в развитии детей; - в какой последовательности детская речь формируется; - какие предпосылки требуются для образования правильной устной речи; - из чего устная речь состоит, и какие компоненты в неё входят; - основы речи письменной; - правильность детской речи и возможные особенности её; - какую роль играют различные упражнения в развитии у ребёнка правильной речи. С самого рождения человека окружают различные звуки. Он их воспринимает, благодаря чему общается, обменивается различным опытом и просто ориентируется в среде. Дети получают множество различной информации в процессе слушания: 1. Ребёнок понимает о чём говорят или что говорят; 2. Благодаря характерным индивидуальным особенностям голоса, даже малыш понимает, кто говорит; 3. Благодаря особенностям звучания, дети распознают, с каким эмоциональным состоянием разговор происходит. В устной речи смысловая нагрузка передаётся с помощью комбинаций звуков. Поэтому очень важным условием для точного и правильного выражения своих мыслей, понимания, является правильное звуковое произношение.
Читать дальше
Звуковая культура речи входит в состав культуры общей речевой. Её охватываются все стороны оформления слов в звуки, а также, в целом звучащей речи: - произношение звуков правильно; - верное произношение непосредственно слов; - тональность голоса и произношения; - громкость; - скорость говорения; - ритм и тембр; - паузы; - логическое ударение и другое. Очень важно создание хороших условий для правильного формирования звуковой культуры речи, а это функционирование речедвигательного и слухового аппарата без изъянов, а также, наличие полноценной речевой среды вокруг детей. В процессе воспитания звуковой культуры речи у детей средней возрастной группы задачи формирования у них верного произношения звуков должен решать педагог. Для правильного звукопроизношения нужно: - умение менять громкость произношения; - вырабатывать умеренный темп речи; - работать над правильным речевым дыханием; - чётко и ясно произносить слова; - уметь использовать средства выразительности и интонации. Очень важно развитие слухового внимания и речевого слуха для правильного воспитания звуковой культуры речи в ребёнке.
Читать дальше
Для того, чтобы у человека было правильное и чёткое произношение, требуется нормальное функционирование слуха, речевого дыхания, верной работе голосового и артикуляционного аппаратов. Воспитание звуковой культуры речи зависит от сформированности слуха и его развития, в раннем возрасте он развивается раньше артикуляционного аппарата. Восприятие тонкостей звучащей речи, а также регулирование и контроль речи говорящего происходят именно благодаря его работе. Благодаря развитию физического слуха и слухового внимания происходит правильное воспроизведение речи. Физический слух — это способность слышать окружающие звуки. При возникновении проблемы снижения слуха (тугоухости) мы получаем затруднение восприятия речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения развить невозможно. Речевой слух — это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух является необходимым условием для того, чтобы обеспечить нормальное и своевременнее усвоение звуков, возможность произносить слова правильно, овладеть умением регулировать интонацию. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух. Фонематический слух — является способностью восприятия звуков речи, фонем, с помощью которых мы и осуществляем различение слов, имеющих близкое звучание: рак — лак — мак, угол — уголь. Дети учатся вычленять звуки, несущие смысловое значение, из огромного количества окружающих их звуков с помощью прислушивания и подражания. Хорошее развитие фонематического слуха помогает нам правильно формировать звукопроизношение, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Необходимо для того, чтобы учить малышей звуковому анализу слова – это наличие сформированного фонематического слуха, а также, для того, чтобы подготовить их к обучению чтению и письму.
Читать дальше
Членораздельное произношение звуков и слов мы получаем благодаря правильной артикуляции звуков и строения артикуляционного аппарата. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков. При наличии отклонений от нормы в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, особенности губ и нёба, нарушения в строении зубочелюстной системы и подобное, или недостаточной подвижности органов речи, губ, мышц, языка, могут появиться неправильное произношение, нечёткость звуков, слов и даже фраз. В таком случае с ребёнком нужно заниматься речевой гимнастикой, специальными упражнениями и играми, укрепляющими мышцы, тогда артикуляционный аппарат будет если не исправляться, то улучшаться. Ребёнок сможет правильно при разговоре открывать рот, контролировать работу мышц артикуляционного аппарата и их переключение, улучшать подвижность языка, губ, сможет для правильного воспроизведения звуков придавать им нужное положение. Голосовой аппарат состоит из: - органов дыхания; - резонаторов; - вибраторов. Звуки образуются благодаря работе языка, губ, нижней челюсти, зубов и других органов. Сменой частоты колебания голосовых связок мы регулируем громкость, высоту голоса и тон, как понижая, так и повышая его. От амплитуды колебания голосовых связок зависит сила нашего голоса, а также способность произношения звуков, слов и фраз с нужной нам громкостью, учитывая полнозвучное их произнесение и воздействие на аудиторию. Тембр голоса придаёт ему своеобразную окраску, которая получается благодаря добавочным тонам, так мы и узнаём по голосу человека. У детей голос может меняться из-за заболеваний верхних дыхательных путей и, даже, при наступлении снижения слуха. Кроме физиологических, для создания полной картины особенностей звуковой культуры речи детей, надо обратить внимание и на индивидуальные особенности детей, которые тоже играют свою роль в процессе работы с голосом, звуком и их восприятием. Ребёнок может быть застенчив, тогда и громкость голоса у него чаще тихая, а вот у малыша возбудимого, наоборот, - громкий голос с резкими скачками тембра и скорости. Правильное дыхание помогает нам не прерывать голос, а также, не переходить на шёпот неосознанно в конце длинного предложения. Для правильного развития звуковой культуры речи детей педагоги сначала должны предупредить нарушения речевого голоса. Основные качества голоса, такие как сила и высота формируются в процессе игр и специальных упражнений. Также, развивается умение детей менять громкость голоса и говорить с умеренной громкостью в повседневном общении.
Читать дальше
При рассмотрении физиологических особенностей восприятия звука и воспроизведения речи, а также на основе анализа множества работ педагогов и с учётом психологических особенностей детей средней группы можно выделить основные проблемы воспитания звуковой культуры речи: 1. неправильное физиологическое формирование слухоречевых аппаратов; 2. нарушение работы некоторых составляющих слуха и речи; 3. ухудшение слуха; 4. индивидуальные особенности детей, такие, как: А) застенчивость; Б) возбудимость; В) гиперактивность; Г) небольшая медлительность; Д) особенности воспитания и семейного института. Также, некоторые проблемы со звуковой культурой речи могут возникнуть у малышей из-за отсутствия нужного внимания им и их развитию, попустительского отношения взрослых к специальным упражнениям и играм, попросту, из-за отсутствия своевременной диагностики мелких отклонений, которые легко и быстро можно исправить. Не менее важно и определение физиологического и психологического состояния ребёнка, его умений, возможностей и навыков, учёт возраста и верный подбор занятий. Малышам нужно развивать кругозор, искать время и повод для упражнений и специальных игр практически в любой ситуации и не притуплять их тягу к новому, любознательность и активность. Нужно всё это лишь правильно направлять в нужное русло и контролировать. Также, для правильно развития детской звуковой культуры речи очень важен пример окружающих, увы, но нарушения речи взрослых, или их неправильный говор могут отрицательно повлиять и на умение произносить, воспринимать звуки и информацию ребёнком. Также, нельзя путать возрастное несовершенство речи детей с действительными дефектами, чтобы либо не запустить второе, либо не пытаться бороться с первым, лишь делая хуже.
Читать дальше
При воспитании звуковой культуры речи у малышей средней группы учитываются те навыки, которые они получили в более раннем возрасте. Процесс овладения звуками родного языка завершается у детей примерно в пять лет. В этот момент педагоги обучают детей произносить все звуки родного языка правильно и чётко. Особое внимание уделяется сложным звукам: «л», «р», «ш», «щ» и другим свистящим и шипящим. Слова и фразы дети должны произносить отчётливо, а темп речи должен быть умеренным, ребята должны уметь выбирать нужные средства выразительности. Малышам помогают развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание и работу голосового и артикуляционного аппаратов. Благодаря хорошей подвижности мышц артикуляционного аппарата у детей этой возрастной группы, они могут осуществлять более точные и правильные движения мышцами и составляющими речевого аппарата. Благодаря этому создаются благоприятные условия для правильного произношения трудных звуков. Значительные улучшения в произносительной стороне речи детей наступают именно в этом возрасте: - смягчение согласных полностью исчезает; - также, ребёнок перестаёт пропускать звуки и слоги; - малыш уже может контролировать свою речь, даже при произношении многосложных слов. В этом возрасте у детей, конечно, всё равно могут быть недочёты в произношении звуков, они выражаются в следующем: - неправильное, чаще нечёткое, произношение отдельных групп звуков; - произношение одного и того же звука правильно в одних словах, а в других – нет; - отсутствие отчётливого произношения отдельных слов. Конечно, это всё следует контролировать, но сразу паниковать не стоит, ведь нельзя забывать о том, что все малыши, просто все люди индивидуальны, и звукопроизношение также даётся всем не так уж равномерно: кто-то правильно всё делает раньше, кто-то позже. Неправильное произношение звуков считается нормальным до пяти лет, но это не значит, что с малышом не нужно работать. А вот недочёты произношения в более старшем возрасте – тогда уже требуется обращение к логопеду. Фонетическое восприятие очень тесно связано с формированием правильного звукопроизношения, поэтому для своевременного и правильного овладения звуком детям требуется хорошо развитый фонематический слух.
Читать дальше
В наше время вопрос воспитания звуковой культуры речи у детей является особенно острым. Ведь сейчас взрослые заняты и не обращают внимания не только на правильное развитие малыша, но не видят, какой пример являют собою. Не обходится тут и без вмешательства прогресса и огромного множества различной техники и компьютерных технологий в нашей жизни, как на работе, так и дома, и в любом другом социальном институте. Получается, что мы мало общаемся даже друг с другом, что там говорить об общении с детьми. А ведь оно ин ой как нужно, притом, не просто полчаса сказки перед сном, а полноценное, когда с ребёнком общаются на равных, когда отвечают на его вопросы, радуются достижениям, отмечают ошибки, хвалят за результаты. И потом уже что-то исправить возможности нет, взрослые люди сами решают, как им жить и что развивать, и лишь меньшинство замечает сухость своей речи, неумение правильно выражаться и понимать друг друга, и начинают работать над собой. Остальные, выросшие в таком окружении, просто не замечают такого плачевного факта. А вот младший и средний возраст детей – это тот идеальный этап, когда в ребёнка можно заложить мощную основу физиологическую, психологическую, информационную. Сейчас нужно развивать речь малыша, формировать его культуру речевого общения. Эта работа очень сложна и ответственна, здесь требуется умение подобрать подход, систему и много терпенья. Но ведь получить прекрасный результат, который превзойдёт все ожидания, позволит гордиться своим ребёнком, воспитанником, учеником, - разве это не есть та награда, которая оправдывает все силы и время, которое мы уделили маленькому человеку. А при правильном воспитании, закладке в ребёнка тех основ, которые будут правильными. Мы получим ещё и огромную благодарность. Вырастет человек, который сможет добиваться своих целей, взаимодействовать с другими людьми, решать вопросы, а также, будет знать, как правильно воспитать своих детей, подавать им пример. Это и есть та основная цель, то, что называется воспитание культуры ребёнка, сюда входит и звуковая и речевая культуры и множество других аспектов, которые в целом и будут составлять личность.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000 г. 2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка -М.,1993. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г. 4. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста.- М,2002. 5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М., 2005. 6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском с аду.5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М: 2000 7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Уч.Пособие для студ. Высш. уч. завед. - М.:Издательский центр «Академия»,2005. 8. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста/сост. С.С.Бычкова -М: Аркти,2002 9. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984 г. 10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: 1981 г. 11. Хухлаева Д.В.Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. -М., 1986. 12.Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983 г. 13. Интернет-ресурсы.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

задачи
Высшая математика
Количество страниц:
1
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Высшая математика
контрольная работа
Проблемы культуры в современной философии
Количество страниц:
12
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Философия
контрольная работа
Сочетание расширения хозяйственной самостоятельности регионов, предприятий и учреждений с государственным регулированием доходов и заработной платы
Количество страниц:
26
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Государственное регулирование экономики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image