Все ключевые маркетинговые решения, касающиеся стратегии и тактики компании, должны опираться на рыночные исследования. Эти исследования помогают получать информацию, повышающую обоснованность ключевых управленческих решений в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики фирмы. С помощью информации можно планировать мероприятия комплекса маркетинг-микс, отслеживать эффективность их исполнения. Основное назначение маркетинговых исследований - снизить риски принятия неверных управленческих решений в области рыночной политики и полнее использовать рыночные возможности, поэтому информация становится источником конкурентных преимуществ компании. Размер финансового риска в случае принятия неверных управленческих решений в конечном счете является фундаментом для определения бюджета маркетингового исследования.[5]
Маркетинговые исследования (МИ) – это выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для:
1.Определения маркетинговых возможностей и проблем;
2. Выработки маркетинговых действий;
3.Мониторинга эффективности маркетинговых действий.
Цель работы – изучить маркетинговые исследования рынка СКСиТ.
Задачи:
1. Рассмотреть виды, источники и значения информации для проведения маркетинговых исследований;
2. Изучить методы проведения маркетинговых исследований и методы сбора данных для проведения маркетинговых исследований;
3. Охарактеризовать основные типы исследований в системе маркетинга;
4. Провести определение размеров и оценки емкости рынка СКСиТ;
5. Провести анализ поведения покупателей на рынке СКСиТ;
6. Провести анализ сбыта и исследование конкуренции компании PEGAS Touristik;
7. Провести исследование товара, его потребительских свойств и соответствие запросам потребителей.
Объект исследования – Туристическая компания «PEGAS Touristik».
Предмет исследования - Социально культурный сервис и туризм.
Читать дальше
Следует различать понятия «данные» и «информация».
Данные представляют собой непереработанные факты и статистику. Данные собираются и используются для выработки информации. До этого момента они не имеют значения. Большая часть необходимых маркетинговых данных находится внутри фирмы.
Получить на их основе информацию для принятия маркетинговых решений можно путем анализа базы данных компании. Анализ накопленных баз данных как источника маркетинговых сведений получил название marketing data mining. Сегодня самая распространенная технология прямого маркетинга – сегментирование клиентской базы данных
Исходные данные для проведения маркетинговых исследований можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.
Первичные данные – это данные, собираемые специально для решения конкретной проблемы маркетингового исследования из первичных источников.[6]
Вторичные данные – данные, создаваемые для целей, отличных от целей конкретного исследования, собираемые из вторичных источников (См. рис.1)
Под синдицированными услугами (syndicated services) понимается сбор информации маркетинговым агентством за свой счет с дальнейшим ее предоставлением различным подписчикам. Такие исследования занимают 30-35% всего рынка российских маркетинговых исследований. В основном информация собирается с помощью опросов, ежедневных панелей, сканирования и аудита.[6]
Читать дальше
Задачи поисковых маркетинговых исследований:
сформулировать проблему или уточнить ее;
определить альтернативные направления действий;
разработать гипотезы;
выделить ключевые переменные и взаимосвязи для дальнейшего изучения;
обосновать разработку того или иного варианта подхода к решению
проблемы;
установить приоритеты для дальнейшего исследования
На этой стадии маркетолог имеет весьма расплывчатое представление о том, какая именно информация ему необходима, а сам процесс исследования гибок и неструктурирован, например, он может состоять из личных интервью с отраслевыми экспертами. Выборка характеризуется небольшими размерами и не является репрезентативной; первичные данные - качественные. Учитывая эти характеристики процесса исследования, результаты поискового исследования должны рассматриваться как предварительные или как исходные для дальнейшего исследования. Обычно такое исследование предшествует дальнейшим поисковым или итоговым исследованиям.[6]
Методы поисковых маркетинговых исследований:
1. Обсуждение;
2. Качественное исследование;
3. Интервью с экспертами;
4. Анализ вторичных данных.
Качественное исследование – МИ, основанное на малых выборках
• Достоинства: С помощью качественных исследований можно определить, какими ощущениями и чувствами руководствуются покупатели.
• Недостатки: услуги ведущих дороги. Кроме того, интервьюер может
влиять на результаты опроса.
Методы качественных маркетинговых исследований:
1. Фокус-группа;
2. Глубинное интервью;
3. Тестирование.
Читать дальше
Туристический рынок — это совокупность форм и способов организации сотрудничества покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) в сфере купли-продажи туристических услуг и товаров. Основным количественным показателем, который характеризует туристический рынок, является его емкость.
Емкость туристического рынка — фактический объем туристических услуг и товаров, которые были объектами купли-продажи на рынке в течение определенного времени. Измеряется в натуральных или стоимостных показателях. Туристические фирмы должны оценивать объем реализованных путешествий как в региональном разрезе (весь мир, страна, регион, поселения), так и на товарном уровне (весь рынок, классы, формы, виды туризма и т.п.).
Сопоставление емкости рынка и объема спроса дает возможность определить степень насыщенности и уровень сформированности рынка.
Разница между емкостью рынка и объемом спроса показывает определенную маркетинговую чувствительность потребительского поведения покупателей туристических услуг и товаров. В связи с этим можно говорить о двух типах сформированности рынка: тот, что развивается, и стабильный. Емкость туристического рынка, который развивается, в основном зависит от уровня затрат на маркетинг. На стабильный рынок уровень маркетинговых затрат уже не может оказывать существенного влияния.[5]
В списке Крупнейших региональные туристические компании России в 2009 Пегас – туристик занимает 5 место по количеству отправленных туристов за границу(10700 чел.), на 7 месте по количеству проданных авиабилетов (55300 шт.), количество клиентов составило в 2009г. – 57500 человек. [4]
Общее количество выехавших туристов в 2009г. – 9555212 чел.
Вывод: емкость рынка турфирмы = 0,1%
Читать дальше
Сотрудники турфирмы «Pegas Touristik» определяют целевой сегмент по следующим характеристикам:
-Возраст 25 - 45 лет
-Уровень дохода - средний и выше среднего
-Образование - обычно высшее, но роли не играет
-Семейное положение - обычно семья из двух-четырех человек
-Работа, профессия - чаще всего - частные предприниматели
-Жизненный стиль - энергичный, активный человек, занятый торговой или управленческой деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, следит за своим имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе.
Поведение потребителя является одним из самых важных аспектов рыночных отношений. Что касается туристической деятельности – то здесь имеются свои закономерности данного явления.
Сезонность.
Одним из самых важных факторов изменения потребительского спроса является сезонность. В определенное время потребители могут вовсе отказаться от туристических услуг, в то время как иные периоды буду пользоваться наибольшим спросом. Сезонность является адекватным видом оценки потенциальных возможностей тура. Деля поправку на дынный критерий, вы сможете полностью расценивать свои выгоды от будущего предложения с поправкой на сезонный спрос.
Международная обстановка.
Данный показатель характеризует привлекательность отдельных стран и регионов в различные периоды. Когда обстановка в мире и стране будет самой неспокойной можно рассчитывать на падение спроса. Если в стране пребывания царит благоприятная к безопасному отдыху обстановка, то беспокоиться не о чем – клиенты всегда будут иметь желания путешествовать в данную страну.
Читать дальше
Предложенная методика апробирована на региональном рынке туризма г. Орла. Объектами исследования выбраны ведущие туристские предприятия (турагентства) г. Орла: «Спутник», «Аэротур», «Магазин Горящих путевок» («МГП»), «Горячие туры», «Pegas Touristik», «Зенит», «Автолайн-тур», «Интурист», «Сфера», «Мечта».
Методом интервьюирования проведено исследование на предмет выявления основных показателей, по которым формируются приоритеты выбора турфирмы для покупки тура потенциальными потребителями туристских услуг при наличии альтернатив услуг турфирм. Показатели, которые оказались наиболее важным для потребителей приведены в табл. 1.
По перечисленным в табл. 3 показателям оценивались деятельность турфирм и уровень их конкурентоспособности.
Для получения потребительских оценок был проведен опрос потенциальных и реальных потребителей туристских услуг. Сравнивая конкурирующие фирмы, респонденты выставляли оценки обозначенных показателей деятельности турфирм по десятибалльной шкале. Таким образом, в качестве идеального значения оценки каждого показателя принята оценка в десять баллов.
Значимость каждого показателя оценивалась респондентами дополнительно по пятибалльной шкале.
Читать дальше
В данной работе мы выполнили все поставленные задачи.
Маркетинговые исследования (МИ) – это выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для:
1.Определения маркетинговых возможностей и проблем;
2. Выработки маркетинговых действий;
3.Мониторинга эффективности маркетинговых действий.
Исходные данные для проведения маркетинговых исследований можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.
Маркетинговая информация позволяет предприятию:
· снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы;
· получить конкурентные преимущества;
· следить за маркетинговой средой;
· координировать стратегию;
· оценивать эффективность деятельности;
· подкреплять интуицию менеджеров.
По типам МИ можно разделить на два больших класса: поисковые и итоговые маркетинговые исследования.
Методы поисковых маркетинговых исследований:
5. Обсуждение;
6. Качественное исследование;
7. Интервью с экспертами;
8. Анализ вторичных данных.
Методы качественных маркетинговых исследований:
4. Фокус-группа;
5. Глубинное интервью;
6. Тестирование.
Читать дальше
1. АТОР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=410628
2. Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reestr.russiatourism.ru/?fo_sum=100000000&ac=search_sum&mode=1
3. Емкость туристического рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://8cent-emails.com/emkost-turisticheskogo-rynka/
4. Лидеры туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profi.travel.ru/leaders.html
5. Потребительское поведение на рынке туристических услуг[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.progulkainfo.ru/pokupatelskoe-povedenie-potrebitelya-na-turisticheskom-rynke/
6. Слепенкова Е.М. Маркетинговые исследования. [Статья.]
7. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 1995-2011 гг. / Travel.Ru / Туристический бизнес / Статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.evangelie.ru/forum/t99101-211.html
8. Статистика туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biznestoday.ru/turizm/1321-statistika-turizma.html
9. Стимул для отрасли. Статья. // Российская газета - Экономика №4869 – 2009 год.
10. Турагенство Пегас Туристик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pegast.ru
11. Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: avtotravel.com › tabid/65/aft/27814/Default.aspx
12. Шмарков М.С. разработка и реализация методики построения потребительской оценки деятельности предприятия туризма на региональном рынке [Текст] // ИнВест №3, 2012.
Читать дальше