Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Итак, согласно периодизации Р. Заззо, этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей: раннее детство (до 3 лет), стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении, стадия начального школьного образования (6-12 лет), стадия обучения в средней школе (12-16 лет). Павел Петрович Блонский детство делит на три эпохи: беззубое детство (до 2-2,5 лет), детство молочных зубов (до 6, 5 лет), детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
В своей работе за основу мы взяли периодизацию Л.С Выготского (чередование кризисных и стабильных периодов развития), согласно которой дошкольный возраст ребенка длится именно от 3 до 7 лет, а период от 3 до 4 лет – это младший дошкольный возраст (уточнение Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека).
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Это период начала овладения социальным пространством, приносит ребенку новые принципиальные достижения.
Читать дальше