Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих «подданных» - физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.
Читать дальше
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства. Налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.
Достаточно существенные изменения в налоговых системах большинства стран мира начались в 70-80-х годах XX ст. Причем проходили они независимо от экономической направленности развития государства. У большинства из них изменения налоговых систем происходили под влиянием двух главных экономических концепций - неоклассической Дж. Кейнса и экономики предложений А. Лафферфера.
В странах, где принята экономическая концепция Дж. Кейнса, проводится политика активного вмешательства государства в развитие экономики, поэтому и налоговая политика строится преимущественно на повышении налоговым ор их платежей. И наоборот, в странах, где принята теоретическая концепция А. Лаффера, налоговая политика направлена на уменьшение налогового рычага Согласно этой теории оптимальный уровень налогов должен быть в пределах 30-35%. Но, как показывает практика, ставки в большинстве стран значительно выше и выходят за определенные границы.
В общем, разработка налоговой политики занимает в деятельности предприятия важное место. В условиях как рыночной, так и командно-административной системы, когда государство изымает из доходов предприятия значительные суммы и налоги занимают большой удельный вес, любые ошибки при расчете налоговых платежей или недостаточный налоговый оборот может привести к негативным последствиям, а в некоторых случаях и к банкротству. С другой стороны, закон налога иностранных государств имеют разные льготы по различным налогам, а это дает возможность существенно уменьшить отчисления в бюджеты разных уровней. Кроме того, скидки, которые предоставляются предприятиям, дают возможные во не только уменьшить отчисления и улучшить их финансовые показатели, но и сохранить и увеличить доходы, прибыль, повысить объемы финансирования на расширение своей деятельности и инвестирования как в с вое предприятие, так и в другие с целью получения дополнительных доходов В некоторых случаях дополнительные средства получают за счет возврата из казны.
Читать дальше
У каждой страны своя налоговая система, имеет определенные особенности как в методике вычисления, взыскание, так и предоставление льгот Количество налогов также различна в каждом государстве. Но в большинстве стран Западной ной Европы, Америки, Азии имеющиеся налоги, которые являются главными и присутствуют в каждой из них. К ним относятся:
Налог на добавленную стоимость. Этот налог появился во Франции и действует практически во всех странах Западной Европы. Впервые он был применен в 1954 как альтернатива налога с оборота, в 1967 он был распределен во всех странах Европейского Союза (ЕС) За счет этого налога предполагалось финансировать общий бюджет ЕС. Поэтому в дальнейшем введение его стало главным требованием для всех стран, которые имели желание вступить в ЕС (например, Финляндия для вступления в ЕС должна была ввести этот налог в 1994 г.) В целом это один из косвенных налогов, взимается с вновь образованной собственности и оплачивается всем а субъектами предпринимательской деятельности, которые являются каналами товарооборота. Каждая страна сама устанавливает ставки налогообложения, колеблются в пределах от 15% (в Люксембурге) до 25% (в Швеции и Дании) Стандартные ставки налога на добавленную стоимость и его удельный вес в налоговых доходах и в общем валовом продукте в различных государствах приводятся в таблице.
Но в каждой стране по этому налогу действуют различные льготы. Так, льготная ставка уплаты налога на добавленную стоимость почти во всех странах действует на большинство продовольственных товаров, особенно повседневной, на продукцию сельского хозяйства, на лекарства, книги, печатную подписную продукцию. В некоторых случаях на туристские и гостиничные услуги, грузовое и пассажирское перевозки и т.п. От уплаты налога могут освобождаться государственные учреждения, связанные с выполнением административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций, сельскохозяйственное производство, некоторые свободные профессии (приватная преподавательская деятельность, частные врачи и др.). На некоторые виды изделий, наоборот, устанавливаются повышенные ставки налогообложения, например на автомобили, табачные, ювелирные изделия, изделия из меха т.д. Но в целом стандартная ставка устанавливается на уровне не менее 14ж 14 %.
Читать дальше
Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики независимо от политического строя страны. Они играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны.
Налоговая система каждого государства имеет свои особенности, обусловленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой организационной основе, которая позволили бы ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.
Решая вопрос о переносе практики налогообложения развитых стран в Россию, следует учитывать, что для западных экономических систем характерны более стабильные цены и стабильный уровень занятости, поэтому многие составляющие этих налоговых систем в условиях нашей страны будут работать совершенно иначе. И, наконец, для государственных структур западных стран характерны сложная законодательная система и правила отчетности, которые сильно отличаются от традиций страны с переходной экономикой. Поэтому решение о принятии той или иной западной системы налогообложения на практике неизбежно натолкнется на неизбежные трудности ее внедрения.
Нельзя сбрасывать со счета специфические условия национальной экономики, трудовые традиции населения, а также многие другие факторы, вследствие которых и в западных странах нет хотя бы двух идентичных систем или общепризнанной наиболее удачной системы.
Читать дальше
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ. 1999.
3. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 1997, гл.20.
4. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
5. Макаревич Л. Введение «евро» открывает для России новые горизонты. \ РЭЖ – 1999 - №1.
6. Финансы: Учебник. Под ред. проф. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 2000, гл.11.
7. Энг Максимо В., Лис Френсис А., Мауер Лоуренс Дж. Мировые финансы. Пер. с англ. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 1998.
Читать дальше