Дистанционное образование можно определить как систему, в которой человек, проводящий обучение, удален в пространстве и времени от того, кто обучает. Важная составляющая такого процесса это использование различных образовательных сред, отличных от печатных материалов. Несмотря на то, что преподаватель и обучающийся удалены друг от друга, а студент часто проходит обучение у себя дома и при удобных ему темпах, система дистанционного образования все же подразумевает некоторое двустороннее общение. Такая роскошь стала возможна благодаря прогрессу в области спутниковой связи. Проведение телеконференций как двусторонней связи между преподавателем и студентами должно стать частью системы дистанционного образования.
Как мы можем увидеть в таблице, во всем мире происходит рост числа студентов, которые предпочитают обучаться при помощи дистанционных технологий, так же растет и число учебных заведений, которые используют эти технологии в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур. Дистанционное образование может дать отличное неформальное образование миллионам людей, проживающих в сельской местности данного региона. Дистанционное образование предполагает использование различных средств коммуникации, чаще всего аудио или видеоустройства.
Появление системы поддержки студентов через электронную сеть также не за горами. Возможность всеобщего доступа к образованию является главной целью систем образования в наиболее цивилизованных странах. Однако в таких больших странах как Индия, Пакистан или Бангладеш, а также в других странах региона, где малочисленные поселения рассредоточены в холмистой местности или пустыне, равный доступ к образованию представляет собой серьезную проблему. Отсутствие физических приспособлений и людских ресурсов является серьезным ограничением. Потенциал дистанционного образования в обеспечении всеобщего доступа к образованию осознан довольно-таки поздно.
Как показали последние исследования, такой способ образования может предоставить возможность получения формального и неформального образования слоям населения, которые находятся в неблагоприятном положении и сейчас не имеют возможности посещать традиционную школу или высшее учебное заведение.
Система предоставляет так же желающим возможность получения второго образования. С помощью этой системы появляется возможность проведения курсов повышения квалификации для уже работающих и тех, кто хочет освоить новые специальности. Дистанционное обучение предоставляет возможность получать образование неграмотным и полуграмотным людям, квалифицированным и техническим работникам, уже хорошо образованным и имеющим работу. Исследования подтвердили достаточно высокую экономическую эффективность дистанционного образования, так как затраты составляют всего одну треть от затрат традиционной системы образования.
Для России система дистанционного обучения играет особенно важную роль. Это связано с большой территорией, неравномерностью развития инфраструктуры, относительно невысокой плотностью и рассредоточением населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах, традициями заочного образования
Читать дальше