Проблема осмысления будущей профессиональной деятельно у студентов вуза в настоящее время стоит чрезвычайно остро. Общеизвестно, что значительная часть выпускников высших учебных заведений (особенно экономического и управленческого профиля) в дальнейшем не работают по специальности и уже, будучи студентами старших курсов, понимают ошибочность собственного профессионального и карьерного выбора. Соответственно у этих студентов не сформированы навыки карьерного целеполагания и планирования и снижена мотивация к обучению, но прежде всего у многих этих студентов нет понимания и осмысленности будущей профессии и карьерного пути в целом. Успешность карьерного и профессионального самоопределения во многом зависит от точности диагностики ведущих карьерных мотивов (ориентаций) на ранних этапах карьеры.
В исследовании описаны результаты исследования ведущих карьерных ориентаций студентов медицинского колледжа г. Екатеринбурга. Исследование проводилось в рамках комплексной программы изучения и развития профессиональных и карьерных компетенций студентов вуза.
Субъектная самореализация личности – это целенаправленный процесс активного, интенсивного, интегрированного самопроявления человеком самого себя как успешно познающего, активно действующего и позитивно взаимодействующего субъекта (Е. И. Тихомирова).
Процесс субъектной самореализации – многогранный как по содержанию, так и по способам проявления самореализации. Анализ проведённого опроса студентов показывает, что они ориентированы на продуктивную субъектную самореализацию
Возможность осуществить субъектную самореализацию предоставляют социальные проекты вуза, в которых целенаправленно формируется субъектная позиция студентов. Именно сформированная позиция субъекта ориентирует студентов на успешное познание, активность, творчество, взаимодействие и деятельность [1].
Теоретическую основу проводимого нами исследования составляют работы, раскрывающие сущность, смысл и значение совместных действий в процессе субъектной самореализации, становление ценностно-смысловой сферы, развитие поведенческой активности личности и ее ориентированности в социуме (Б. Г. Ананьев, 469Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон, Р. Л. Кричевский, А. В. Мудрик, Т. Парсонс, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, Э. Шейн и др.).
Цель исследования: выявить, обосновать условия формирования карьерной компетентности студентов и опытно-экспериментальным путем проверить их результативность.
Объект исследования: процесс профессионального образования в вузе.
Предмет исследования: условия формирования карьерной компетентности студентов.
Читать дальше
1. Исследование
Исследование карьерных ориентаций проводилось на выборке студенток медицинского колледжа г. Екатеринбурга по предложенной методике (опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна). Общее количество респондентов - 15 студенток.
Обоснование выбора данной группы участников исследования:
- массовый характер подготовки специалистов по данному профилю (экономика и управление);
- невысокий процент трудоустройства по специальности (15-20%) у выпускников этого направления;
- для студентов характерен наиболее острый кризис карьерной и профессиональной идентификации в рамках обучения в вузе, когда уже приходит понимание специфики выбранной специальности, и в то же время наступает осознание рассогласованности между формируемыми профессиональными умениями и навыками и истинными желаниями личностной самореализации.
Для исследования была использована методика – «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн).
Американский организационный психолог Эдгар Шейн (Edgar Schein) разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность успешно решать задачи, которые перед нами стоят на работе. Чем лучше люди понимают собственные карьерные мотивы и ценности в определенных сферах, тем большее удовлетворение они могут получить от работы и карьеры. Соответственно мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда рабочие задания и функции выполняются в соответствии с ведущими карьерными ориентирами и ценностями.
Для характеристики карьерного выбора и карьерной мотивации Э. Шейн ввел специальное понятие «карьерные якоря». Карьерные якоря являются ведущими мотивами и основополагающими ценностями, на которые человек, прежде всего, ориентируется при реализации карьеры, они удерживают человека в рамках избранного вектора карьерного движения и профессионального развития. Э.Шейн предложил рассматривать восемь карьерных якорей: профессиональную компетентность, менеджмент, автономию (независимость), стабильность, вызов, служение, интеграцию стилей жизни и предпринимательство
Читать дальше
По результатам методики Э. Шейна (представление студентов о будущей карьере) можно выделить три уровня выраженности карьерных ориентаций: высокий (менеджмент7,59 балла, Предпринимательство-7,47 балла, Интеграция стилей жизни-7,28 балла, Автономия-7,19 балла), средний (Стабильность-6,20 балла, Служение-6,19 балла, Вызов-6,07 балла) и низкий (Профессиональная компетентность-4,13 балла). Карьерные якоря с высоким уровнем выраженности относятся к стереотипно успешным карьерным ориентациям в восприятии студентов, поскольку именно предпринимательство, управление и независимость ассоциируются с успехом, достижениями и престижностью.
Однако у студентов нет осознания, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций: карьерный якорь «Профессиональная компетентность» оказался не просто на последнем месте, а с существенным отрывом: разница в 2 балла по сравнению со средним уровнем и в 3,5 балла – по сравнению с высоким. (Рисунок 1)
Читать дальше