Стремление отечественных предприятий к экономическому развитию всегда сопровождается объективной необходимостью решения инновационных задач. И становится очевидно, что в ближайшей перспективе именно интенсификация инновационной деятельности субъектов хозяйствования станет решающим условием устойчивого развития экономики Российской Федерации.
Отметим, что устойчивое развитие современного общества невозможно вообразить без новых решений в области технологии, техники, организационных форм и экономических методов хозяйствования, т.е. того, что принято называть инновациями.
Для дальнейшего раскрытия темы вопроса воспользуемся определением, которое часто можно встретить с современной литературе по инновационному менеджменту и специализированных статьях: «Инновации - это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта в самых разных областях и сферах деятельности» [1-4].
Основным свойством инноваций есть не новизна, как факт, а существенное повышение эффективности функционирования организации, которая эту инновацию внедряет. Близким к инновации является понятие ноу-хау, однако следует отметить, что ноу-хау – это инновация в области технологии, которая защищена авторским правом. В высокотехнологической сферой ноу-хау может стать основой потенциала компании. Поэтому инновации не всегда являются ноу-хау, чаще всего инновация становится неким заимствованием чужих идей. Здесь на первый план выходит понятие «имитация».
В международном производстве понятие «имитация» давно стало неотъемлемой чертой конкуренции как научно-технической, так и рыночной. Ведь неоспоримым является тот факт, что конкуренция в глобальном масштабе - это в основном проблема скорости роста. А вот здесь имитация и дает большее преимущество в росте. Действительно, нет смысла «изобретать велосипед», если можно взглянуть на готовый образец и найти пути к его улучшению, данный процесс и называется имитацией .
Читать дальше
На сегодняшний день неоспоримым фактом становится тот, что все большее число фирм заимствуют идеи, преследуя цели уменьшения издержек, а также поддержания роста. Такие фирмы можно назвать фирмы-имитаторы. Консалтинговые исследования показывают, что 80% фирм, выводящих на рынок новый продукт в течении года функционирования прекращают свое существования, здесь есть ряд причин, но, пожалуй, одной из основных является то, что выводить имитированный продукт на 30-40% дешевле.
Фирмы, достигающие значительных результатов, также являются объектами для имитации. Их успешные продукты полностью или частично пытаются заимствовать иные компании на рынке с целью получить схожие результаты. Этот вид имитации является имитацией, основанной на результатах (outcome-basedimitation).
В специализированной литературе [8] выделяется ряд имитационных стратегий, присущих фирмам – имитаторам. Сгруппируем их в четыре основных группы:
1) достижения превосходства в цене,
2) достижение превосходства в продукте,
3) достижение превосходства в рыночной позиции,
4) стратегии сохранения конкурентных позиций и снижения конкурентных рисков.
Фирмы занимаются имитацией постоянно. Почти все, что воспринимается как новинка (а часто и рекламно подается в качестве таковой), на деле содержит в себе значительные элементы имитации.
Читать дальше
1. Ляшецкий А. Инновация в России пойдет вперед, если выполним пять условий //Саратовский репортер. - 2010. - 29 января (http://www.lyashetsky.ru/innovatsiya-v-rossii-poidet-vpered-esli-vypolnim-pyat-uslovii).
2. Корчагин А.Д. Экономический рост и интеллектуальная собственность // Патенты и лицензии. – 2002. – № 1. – С. 47.
3. Брок Ю.В. Инновационная экономика в России. – М.: Наука, 2001. – 352 с.
4. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – С. 17.
5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - с.208.
6. Друкер П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе. – М.: Academia, 2004. – 412 с.
7. Джексон Грейсон и Карл О’Делл Американский менеджмент на пороге XXI века. Статья, 2001 опубликовано http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/jekson_amerikmenej/
8. Маркидес К.К. Героски П.А. Искусство быть вторым. Почему «открыватели рынков» не становятся безусловными лидерами / Маркидес К.К. Героски П.А.; пер. с англ. Ильина С.Б. – Москва: Вершина, 2006
Читать дальше