Актуальность изучения общественного мнения, прежде всего, определяется значением общественного мнения в социальных процессах в современном мире. Общественное мнение часто называют как «пятой властью»: в демократическом обществе оно выступает как важный фактор принятия и реализации решений во всех ключевых вопросах общественной жизни.
Актуальность темы исследования также связана с процессами глобализации информационного пространства.
В практическом отношении к настоящему моменту сформировалась специализированная профессиональная область в сфере формирования общественного мнения. Связи с общественностью существуют на данном этапе в виде развитой социальной практики, методологические основы которой все еще недостаточно определены и фрагментарны, а в качестве базовых выступают идеи и данные психологии, лингвистики, социологии и прочих дисциплин. Очевидно, что существует необходимость обобщения, систематизации и соотнесения всех составляющих концептуального фундамента общественного мнения.
Читать дальше
Общественное мнение является совокупностью многих индивидуальных мнений по определенному вопросу, который затрагивает группу людей. Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение на первый план выступают следующие:
1) личностные факторы (возраст, род занятий, профессиональные ориентации т.д.)
2) социальные факторы (позиция в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности)
3) культурные факторы(национальность, религия, интересы)
4) психологические факторы (уровень и качество образования, семья, мотивы и т.д.)
5) научно-технические факторы (уровень научно–технического прогресса)[6].
Частота применения понятия «общественное мнение», которое постоянно используют политики и публицисты, не прибавляет ему ясности содержания. Даже простой вопрос «кто выступает носителем общественного мнения?» не имеет однозначного ответа. Американские специалисты по связям с общественностью начинают анализ общественного мнения с выделения общественных групп («заинтересованных сторон»), так или иначе, связанных с интересом организации, поскольку их действия могут иметь серьезные последствия для организации [3].
Анализируя сущность общественного мнения, легко обнаружить, что оно является таким проявлением общественного сознания (в форме суждений или поведения), в котором проявляется оценка социальными группами актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес[7].
Общественное мнение - это обязательно ценностно-окрашенное, имеющее моральную окраску, мнение и порождаемый этой моральной оценкой способ поведения. Если речь идет об устоявшемся, закрепившемся согласии, таком, как догма или обычай, свою оценку и способ поведения принято демонстрировать публично, чтобы не оказаться в изоляции.
Проблема общественного мнения была и остается из наиболее актуальных в области общественных наук, каждая из которых выделяет собственный предмет данного многогранного объекта, поскольку общественное мнение является как выражением определенного уровня морали и нравственности общества, так и отношением социальных групп к явлениям общественной жизни, выступая также и как социально-психологическое коммуникативное явление.
Читать дальше
Выделяются три этапа формирования общественного мнения:
1 этап. Зарождение:
-появляется интерес к какому-либо явлению, факту, процессу;
-дается индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес;
-субъект стремится к источнику информации.
2 этап. Непосредственно формирование общественного мнения: индивид и группа обмениваются мнениями, формируется общественное мнения.
3этап. Функционирование общественного мнения:
- мнение-оценка становится суждением большинства;
- общественное мнение переходит от вербальной (словесной) формы к поведенческой.
Социологи выделяют три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения:
- значимость для общества, актуальность проблемы, темы, события. Это значит, что общественное мнение способно формироваться лишь в отношении вопросов, затрагивающих экономические, политические и духовные интересы множества людей и имеют для них серьезное практическое значение;
- дискуссионность вопросов - предметом рассмотрения общественности могут стать только вопросы, которые допускают многозначность их толкования и различные оценочные суждения;
- необходимый уровень компетентности. Это значит, что необходимо понимание общественностью сущности обсуждаемых проблем, ее осведомленность в обсуждаемом вопросе.
Отсюда вытекает, что общественным является не всякое мнение, а лишь то, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.
Общественное мнение имеет ряд свойств:
-субъективная распространенность;
Читать дальше
Еще древние философы различали мнение и знание. Знанию, по Аристотелю, присущ атрибут истинности, мнение же субъективно и может быть ошибочно. Мнение может быть индивидуальным, коллективным и общественным. Для социологии важно коллективное и общественное мнение. Его систематическое изучение началось во второй половине XIX в. XX-XXIвв характеризуются повышением участия населения в общественной жизни, и, соответственно, социологи уделяют изучению общественного мнения все большее внимание.
Базой для изучения общественного мнения являются опросы населения, анализ их результатов, изучение референдумов и т.д. Задачей исследования общественного мнения является определение причин и закономерностей его формирования.
Общественное мнение является специфическим проявлением сознания людей, для которого характерна связь со всеми формами общественного сознания. В структуру общественного мнения входят рациональные и эмоциональные элементы. Все события в фокусе общественного мнения воспринимаются прежде всего в оценочном плане, из-за чего общественное мнение очень часто пересекается с идеологией.
На формирование общественного мнения влияют ряд факторов. Представим их в виде схемы.
Факторы формирования общественного мнения
1. Традиции
2. Образ жизни
3. Окружение
4. Религия
5. Мировоззрение
6. Идеология
7. СМИ
Исходными точками формирования общественного мнения являются информированность и компетентность относительно проблемы.
Читать дальше
1. Беспарточный Б.Д. «Общественное мнение как фактор регуляции социального бытия» -М.: «Книга», 2008.
2. Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Т. 1. Вып. 4.
3. Даг Ньюсом и др. Все о PR. Теория и практика Паблик Рилейшенз. Издание 7. М., «Инфра-М», 2011г., 111с.
4. Интернет-ресурс: URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya /formirovanie-obshchestvennogo-mneniya.html
5. Интернет-ресурс: URL: http://isufavt.narod.ru/lekc/sociol/page_12.html
6. Комаровский В. С. Анализ и формирование общественного мнения. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 105
7. Павлов С.Н. Информационная политика, формирование общественного мнения как инструменты создания позитивного имиджа. Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. Выпуск № 6 / 2012.
8. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – 2-е изд., дополн. – Минск: «Асар», 2013. – 256 с
Читать дальше