Выставки — это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги .
Актуальность темы. Выставочная деятельность в России в настоящее время является не только ярко выраженным сегментом общего рынка, но и самостоятельной отраслью экономики. У нас динамично развивается современная выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу и профессиональные кадры.
Растет количество специализированных выставок, способствующих развитию инновационных процессов, повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке, привлечению инвестиций для российских проектов.
Постепенно осуществляется переход от выставок товаров к выставкам, демонстрирующим внутриотраслевые и внешнеэкономические взаимосвязи. Все больше мы уходим от торговли и приходим к профессиональным специализированным выставкам, где общается бизнес с бизнесом, бизнес со своими заказчиками, как это происходит везде в мире. Это основные тенденции на нашем рынке.
Многие предприниматели пользуются условиями выставки, чтобы активизировать клиентские отношения путем проведения в рамках выставки семинаров, показов, мастер-классов и конференций. В основном это касается презентаций новых товаров, технологий и услуг. Например, на выставке Batimat-Mosbuild каждый год проходит около 30 таких мероприятий за 5 дней работы.
Читать дальше
По материалам опроса, проведенного в мае 2011 г. можно сформулировать основные преимущества выставки, заявленные респондентами:
− выставка является более интенсивным и действенным информационным каналом, причем, его эффективность и экономичность возрастают при сужении специализации выставки;
− выставка является самым убедительным информационным поводом для использования инструментов PR, рекламы, промо-акций;
− PR-составляющая выставки дает уникальную возможность привлечь внимание к экспоненту представителей СМИ, органов власти, профильных и профессиональных объединений; многие предприниматели ставят принятие окончательного решения об участии в выставке в зависимость от объема информационной поддержки выставки и количества привлеченных СМИ;
− выставка служит контактным полем для сбора первичной маркетинговой информации, особый интерес представляет то обстоятельство, что как контактное поле выставка нейтральна по отношению к продавцу и покупателю, что создает особый комфортный климат для совершения сделок;
− контактное поле выставки позволяет осуществить целевой сбор данных о конкурентах, сформировать новые деловые отношения с «партнерскими» секторами рынка;
− выставка дает возможность оперативной корректировки существующей системы цен, определению возможных ценовых диапазонов и, как результат, формированию имиджа компании с четко определенной, но в тоже время, гибкой ценовой политикой.
Подавляющее большинство опрошенных респондентов пользуются материалами, полученными в ходе проведения выставки, для коррекции ценовой политики и коммерческих условий.
Согласно отчетам аудита баерского потенциала и баерских возможностей выставок, современные выставки в России характеризуются большим практическим потенциалом. По опросу респондентов в мае 2011 года, цели посещения выставки:
– закупки/ проведение переговоров о закупках − 81,5%;
– изучение новинок/ обстановки на рынке − 68,5%;
– установление/поддержание деловых контактов − 61,9%;
– поставки/ проведение переговоров о поставках − 14,9%.
Читать дальше
В настоящее время российскими предпринимателями освоены и другие возможности сбыта, предоставляемые выставкой. Выставка используется для совместных контактов всех участников цепей оптовых продаж, их контактов с производителями и конечным покупателем. Это позволяет выработать единую позицию и единую политику по продвижению продаж во всех звеньях оптово-розничной сети, что будет иметь все большее значение по мере развития современного рынка в России.
Во-первых, при оценке существующих каналов сбыта собирается информация о работе своих дистрибьюторов и торговых представителей. Эта информация становится основой для корректировки и оптимизации системы сбыта или для ее коренной перестройки.
Во-вторых, на выставке происходят первые контакты с потенциальными фирмами-продавцами, дистрибьюторами и торговыми агентами с целью перспективной разработки торговой сети в новом регионе или в смежном секторе рынка.
В-третьих (для региональных выставок), приобретается опыт в расчете логистических цепочек для доставки товара в регион с учетом актуальных и персонифицированных условий такой доставки.
Выставка дает возможность скорректировать товарно-ценовую стратегию экспонента. Ниже представлены приоритеты экспонентов в важности информации для коррекции инструментов товарной политики.
– насыщенность рынка – 60,2%;
– специфика сегмента – 57,8%;
– ассортимент – 54,6%;
– качество – 22,5%;
– внешний вид – 15,6%;
– торговая марка – 12,8%;
– затруднились / отказались ответить – 18,3%.
При контактах с покупателями может быть проверено восприятие продукции и определены новые приоритеты в осуществлении товарной и ассортиментной политики.
Закупки по профилю деятельности компании в течение 3-х месяцев после окончания выставок, осуществили 68,8% респондентов. При этом диапазон инвестирования распределился следующим образом:
– до 30 тыс. руб. – 7,3%
– от 30−100 тыс. руб. – 29,5%;
– от 100−500 тыс. руб. – 29,1%;
– от 500 – до 750 тыс. руб. – 7,3%;
– более 750 тыс. руб. – 12,3%;
– затруднились / отказались ответить – 14,5%.
Читать дальше
Участие в выставке, по мнению многих предпринимателей, не обязательно связано с получением статуса экспонента. Множество компаний, либо из соображений экономии, либо чувствуя свой недостаточный опыт для участия в выставке на собственном стенде, ограничивается работой на выставке в статусе посетителей. Однако это участие также предполагает:
− сбор первичной информации для маркетингового исследования рынка;
− распространение раздаточного и рекламного материала;
− поиск деловых контактов;
− стремление к заключению контрактов.
Приоритеты фирм-неэкспонентов при принятии решения об участии в выставке (данные Центра исследований выставочной индустрии CEIR) распределились следующим образом:
– строго целевая аудитория – 46,2%;
– экономически оправдано (более низкая удельная стоимость контакта) – 42,1%;
– проведение выставки определяет сезон (пик) продаж – 39,9%;
– возможность быстрого представления новых товаров – 35,2%;
– быстрое получение реакции потребителя на новый товар – 33,4%;
– возможность быстрого представления фирмы-новичка на рынке – 28,5%.
Участие в выставке является действенным и эффективным маркетинговым инструментом не только для участников, но и для посетителей выставки, которых приводит туда профессиональный интерес. Представители коммерческих фирм считают, что потребители посещают выставки по следующим причинам:
– они имеют влияние на принятие решений о закупках – 83%;
– заинтересованы в новых технологиях или продуктах – 81%;
– считают выставки основным источником снабжения – 90%;
– имеют готовые списки компаний, продуктов или услуг, которые они хотят увидеть – 76%;
– быстрое получение реакции потребителя на новый товар – 33,4%;
– возможность быстрого представления фирмы-новичка на рынке – 28,5% .
Читать дальше
Основной чертой выставочно-ярмарочной деятельности в 2013 году стал рост практически по всем показателям:
– выставочная площадь (нетто) увеличилась на 13,7% (2 049 626 кв. м);
– арендованная выставочная площадь – на 4,8% (1 688 573 кв. м);
– общее число экспонентов – на 9,5% (125 640 отечественных и иностранных фирм);
–
российские экспоненты – на 9,9% (109 346 отечественных предприятий) при росте арендованной ими площади на 9,2% (1 375 597 кв. м);
– иностранные экспоненты – на 7,4% (16 294 фирм) при снижении арендованной ими площади на 10,9% (312 976 кв. м) .
Годовой оборот от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности достиг 17 млрд рублей. Рост составил 30%.
Читать дальше
Таким образом, можно резюмировать, что организация выставочной деятельности в России в настоящее время становится всё более актуальной. Растет количество специализированных выставок, способствующих развитию инновационных процессов, повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке, привлечению инвестиций для российских проектов.
Читать дальше
1. Алексеев С.П. «Современные тенденции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ (оценка и проблемы с точки зрения выставочного сообщества)», 2012
2. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России Учебно-методическое пособие Под редакцией академика РАН Н.П. Лаверова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010
3. Кудряшова О.А. Почему российские предприниматели выбирают выставку в качестве эффективного инструмента продвижения // Российское предпринимательство. — 2012. — № 8 (206). — c. 56-60.
4. Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга. - М., 2010
5. Стрыжко А. Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг. - 2011
6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Читать дальше