Изучив труды преподобного Максима Исповедника, спешу поделиться своими впечатлениями о его творчестве, которое глубоко пронизано философскими идеями, любовью и верой в Бога.
Изучать труды Максима Исповедника очень сложно, но интересно. Интересно тем, что читая произведения, созданные преподобным Максимом, ты погружаешься в незримый диалог с автором, который пытается объяснить и научить тебя как стать ближе к Богу. Максим Исповедник ведет не зримый диалог, с читателем раскрывая тайны бытия и веры в Бога, объясняет смысл священного писания.
Очень интересны и полезны для прочтения написанные богословом «Главы о любви». «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога».
Любовь это душа, без любви ничего на земле не создается. Бог создал нас по образу и подобию своему. В библии написано, что нужно возлюбить ближнего своего как самого себя.
Из слов Максима Исповедника видно, что он говорит не о плотской любви, и о не земной любви к телесному, чувственному, а именно о любви души человека к Богу, и что через пристрастие к земному нельзя прийти к Богу. Эти слова Максима Исповедника наталкивают нас на священное писание: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».
Любовь человека к богу должна быть абсолютной. Истинная любовь рождается только в душе человека, чьи помыслы чисты, чья душа не живет мирскими страстями.
Я считаю, что современному человеку ХХI века, намного тяжелее быть праведным, чистым душой, все больше соблазнов предстает на его пути, человек все чаще не верующий и все чаще живет только сегодняшним днем, не боясь адских мук. Человек не олицетворяет свое тело как временную оболочку и прежде заботится о своем теле, не желе о душе.
«Чей ум прилеплен к Богу любовью, тот ни во что ставит все видимое, даже самое тело свое, как бы чужое».
Развитие техники и модернизация современного мира превалирует над развитием человеческих отношений и чувств, люди отдаляются не только от Бога, но и друг от друга. Современный человек с неминуемой скоростью уходит все дальше от Бога.
Все чаще человека подстерегает мать всех страстей – самолюбие, которое довлеет над человеческой личностью.
В центре богословия преподобного Максима стоит человек. И человек, у которого в сердце есть ненависть или зависть к кому-либо другому человеку, уже не может истинно любить Бога, так как, в каждом из нас есть частичка от Бога и если ты истинно и абсолютно любишь Господа, то ближнего своего ты любишь также сильно, ибо он есть Божье создание. И как раз ненависть, которая таится в душе человека, есть грех и искушение. Современное общество, к сожалению, стало эгоистичней, нет более проявления героизма и безотказной помощи ближнему, часто стала наблюдаться картина, когда попавшему в беду человеку не протягивают руку помощи, а просто проходят мимо с безучастным видом, а еще хуже, если и позабавятся над человеком и посмеются. Войны за власть, деньги, соблазн быть на верхушке жизни превращают человека в подобие животного, которое не живет, а борется за своt существование, но зачем эта борьба, все суетно и тленно в этом мире. В этой борьбе за власть, деньги и прочие соблазны, человек убивает свою душу.
«Смирение и злострадание (телесные лишения) освобождают человека от всякого греха; потому что то отсекает страсти душевные, а это телесные».
На мой взгляд творения Максима Исповедника помогают человеку понять, что такое любовь к Богу, как правильно прийти к нему. Конечно человек сам вправе выбирать: верить в существование Бога ли нет, посещать церковь или нет. Но если уж в человеческой душе зародилось семя истины и веры, то он должен непременно взращивать его. И, читая труды отцов церкви, богословов, он сможет понять, как быть ближе к Богу. Хочу привести простой пример: воспитатели и педагоги, работающие с детьми, любят этих детей просто за то, что они есть, но одной любовью без понимания педагогических истин они не смогут воспитать не просто человека, а прежде всего личность. Поэтому им приходится обращаться к специализированной литературе по педагогике для того, чтобы любить правильно, чтобы донести истину и не навредить детям. Так и человек должен научиться быть ближе к Богу.
Из высказывания Максима Исповедника можно сделать вывод, что человеческое предназначение это соединение с Богом. Но сделать это человек сможет только благодаря освобождению души от материальной обремененности, то есть, достигнув чистой духовности. Без добрых дел, без поступков славных человек не сможет прийти к Богу и познать свою веру, так как «Что же касается до голой веры: то и беси веруют и трепещут» просто верить не достаточно, так же как и просто любить, ведь своим близким людям, мужу или жене, своими детям, матерям, сестрам мы каждый день стараемся поступками доказать свою любовь, так и любовь к Богу тоже надо доказывать поступками, добрыми делами, которые делают нас сильнее соблазнов и грехов человеческих. По словам богослова, истинное предназначение человека это соединение с Богом, и это возможно, так как Бог первым принял человеческую природу при воплощении.