С возникновением государства и государственности, возникает необходимость государственного управления, потребность в государственных служащих, которые формируют государственный аппарат. Следовательно, госаппарат прежде всего представляют люди, которые профессионально занимаются управленческим трудом. В услугах государственных служащих нуждается любая страна, независимо от ее государственного устройства и существующей политической системы, правящего режима, формы правления. В управлении государством именно государственным служащим принадлежит ведущая роль, так как они выполняют все функции современного цивилизованного, светского государства.
Одним из видов деятельности государственного аппарата и органов власти России в управлении государством и реализации государственно-властных полномочий, является государственное управление.
Актуальность рассматриваемых вопросов в данной работе состоит в том, что эффективное управление всеми системами государства зависит в основном от качественного выполнения своих функций управленческими структурами страны. Поэтому государственный аппарат управления и механизм его функционирования должны соответствовать форме правления, модели экономической системы, общественным интересам населения страны, учреждениям и организациям всех форм собственности.
Для того, чтобы создать управленческие структуры, необходимо определить их функции, учесть производительные силы и ресурсы государства, и уже под эти функции должна подстраиваться структура государственного управления, и уже только потом осуществляется кадровое наполнение этого госаппарата.
Целью данной работы является исследование социального портрета государственного служащего в системе управления.
Исходя цели, решались следующие задачи:
-охарактеризовать классификационные экзамены государственных гражданских служащих;
-рассмотреть стаж государственной гражданской службы;
-дать характеристику ответственности государственных служащих при исполнении служебных обязанностей.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в сфере государственной службы Российской Федерации.
Предмет исследования — правовой статус гражданских госслужащих в системе управления Российской Федерации.
Читать дальше
К государственным служащим предъявляются определенные квалификационные требования, в состав которых входят уровень профессионального образования, стаж работы в учреждениях органов власти или наличие стажа и опыта работы по имеющейся специальности. Основные требования при приеме на работу госслужащего для исполнения должностных обязанностей, предъявляются к опыту работы, его профессиональным знаниям и умениями.
Каждая должность является носителем определенных полномочий. Под ними понимается совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия возлагаются на руководителей и других сотрудников, отвечающих за самостоятельный участок работы .
Установленные квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются согласно в соответствии с основными категориями и группами должностей гражданской службы.
Здесь в качестве требований к должностям категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» наличие высшего профессионального образования считается обязательным. Сюда же относятся все группы должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты».
В состав квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит обязательное наличие среднего профессионального образования, которое должно соответствовать функциональной деятельности такого служащего.
Читать дальше
Важным требованием в системе гражданской службы является стаж гражданской службы или стаж работы по специальности, наличие которого необходимо для прохождения гражданской службы в той или иной должности определенной группы.
В Указе Президента Российской Федерации закреплены квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих, а для гражданских служащих субъекта Российской Федерации эти требования закреплены в законах субъектов Российской Федерации.
Стаж или общая продолжительность государственной службы устанавливается и регулируется нормами российского законодательства (федерального и субъектов РФ) видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, осуществляющих службу в госорганах, и их семей.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида включаются продолжительность государственной службы других видов, а также туда же входят периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы .
Все персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже государственной службы фиксируются в личных делах и документах учета государственных служащих, которые являются персонифицированными и относятся к сведениям, составляющим государственную тайну либо к сведениям конфиденциального характера.
Читать дальше
Ответственность рассматривается не как правоотношение, а как атрибут, свойство обязанности на той стадии ее реализации, когда она не исполняется добровольно. Второй существенный момент юридической ответственности, и опять таки в неразрывном единстве с понятием обязанности, заключается в характеристике ее как состояния принуждения к исполнению обязанности.
Российское законодательство с целью предотвращения и наказания правонарушений, а зачастую и преступлений в сфере государственного управления, закрепило юридическую ответственность государственных служащих, которая включает: дисциплинарную, административную и материально-уголовную ответственность. Юридическая ответственность госчиновников включает меры наказания, взыскания, которые регламентированы нормами законодательства (КоАП, УК РФ), за поступки и действия, которые юридически носят противоправный характер.
Ответственность в управлении направлена на исполнение служащими государственного аппарата своих обязанностей, на выявление нарушений норм поведения и включает меры воздействия на нарушителей в целях пресечения и устранения допущенных недостатков, наказания виновных и предотвращения подобных нарушений в дальнейшем.
Все это необходимо для достижения конечного результата работы государственного аппарата, системы управления и укрепления законности в данной сфере. Надлежащее поведение госслужащих и добросовестное выполнение своих служебных обязанностей стимулируется путем поощрения. Различного рода наказания и взыскания на госслужащего налагаются за отклоняющееся от нормы поведение. В данном случае наступает случай правовой ответственности. Применение методов поощрения и наказания имеют единую цель, направленную на повышение эффективности работы служащих.
Читать дальше
Государственному аппарату в осуществлении государственной власти принадлежит особая роль, так как именно он обеспечивает эффективную, скоординированную управленческую и властную деятельность по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, где особая роль отводится государственным служащим. В настоящее время, исходя из проведенного исследования социального портрета государственного служащего, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация в сфере государственной службы коренным образом не изменилась: по-прежнему в этой сфере государственного управления процветает карьеризм, местничество и коррупция.
Госслужащий должен стоять на страже интересов всего государства независимо от того, на каком уровне бюрократической иерархии он находится. При проверке состояния законности в системе государственной гражданской службы наблюдаются ее нарушения, которые выражаются в неисполнении или ненадлежащем исполнении разработки должностных регламентов. Имеются случаи незаконного участия в предпринимательской деятельности; злостные нарушения законодательства при проведении конкурсного отбора при поступлении на гражданскую службу и замещение должностей, имеют случаи сокрытия от правоохранительных органов сведений о служебных проступках гражданских служащих, граничащих с преступлением и прочие нарушения российского законодательства.
Персональная ответственность в государственном управлении - форма государственного принуждения, применяемая к конкретным государственным - служащим, в случае совершения последними правонарушения - проступка или преступления, применяемая уполномоченными государственными или иными органами, выражающаяся в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия.
Следовательно, на содержание и направленность профессионального ориентира личности госслужащего главным образом влияет состояние духовного потенциала и прежде всего его мировоззренческой составляющей (наличие устойчивого социального идеала, определяющего ценностные ориентации).
Положительным моментом можно назвать рост количества государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, создание резерва госслужащих с высокими профессиональными характеристиками.
В качестве критериев отбора кандидатов на государственную службу выступают: возрастной ценз, гражданство, соответствие моральным критериям, состояние здоровья и профессионализм, который оценивается далее по уровню образования (профессиональной подготовки) и профессиональным качествам претендента.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ) // Российская газета. 2008.
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.04. 2008. № 63-ФЗ. //СЗ РФ. 2013. Ст.3442.
3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон от 18 июля 2013 г. № 176-ФЗ. //СЗ РФ 2013. Ст. 1025.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 8 декабря 2013. № 169-ФЗ. //Российская газета. №43. 2008.
4. Федеральный закон РФ от 1 марта 2011 г. «О полиции» //СЗ РФ, 2011, №28, Ст. 2880.
6. Федеральный закон РФ от 27 мая 2012г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». // СЗ РФ. – 2012. - № 22, Ст. 2063.
7. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации. // СЗ РФ. – 2004. - № 31, Ст. 3215.
8. Российская Федерация. Президент. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ Президента Рос. Федерации от 6 июня 2011 г. N 810 (с изменениями от 27 июня 2011 г.)// СЗ РФ. -2011.-N 24.-Ст. 2868, СЗ РФ.-2008.-N 27.-Ст. 2821.
Специальная литература
9. Агапов А.В. Административная ответственность. - М.: Статут. 2013. -324 с.
10. Алехин А.П. Административное право РФ. М.: Зерцало, 2011. – 347 с.
11. Беркутов И. В. Основы административного права России. М.: Норма, 2010. – 483 с.
12. Базилевский И.А. Ответственность государственных служащих Российской Федерации. // Бюллетень Минюста РФ. - 2011. - №3. - С. 68-75.
13.Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. - М.: Юридическая литература, 2010. - 231 с.
14.Бельский К.С. Персональная ответственность государственных служащих. - М.: Юрист, 2012. - 259 с.
15.Козлов Ю.М. Административное право. М.: Юрист, 2011. – 700 с.
16. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М.: Щит-М, 2013. – 340 с.
17. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной гражданской службе». /Под ред. Медведева Д.А. СПб.: Питер, 2013. -565 с.
18. Уткин П.Р. Государственная служба . М.: Приор, 2012. – 420 с.
19. Шерегин А.П. Комментарий к кодексу РФ об административных
правонарушениях. М.: КНОРУС, 2012. – 615 с.
20.Яковлев Д.П. О правовом регулирование системы государственной службы. СПб.: Нева, - 2011. - 324 с.
Читать дальше