Управление человеческими ресурсами относится к важнейшей области менеджмента и эффективного функционирования предприятия. В любой организации взаимодействие составных частей и элементов системы является основополагающим фактором успешного решения задач, поставленных перед всей организацией. Особенно важное значение фактор человеческих ресурсов и его эффективное управление приобретает в системе функционирования предприятий в условиях рыночной экономики, когда показатели эффективности напрямую зависят от качества работы персонала, удовлетворенности и уровня лояльности потребителей, то есть повторного обращения за услугами или товарами, производимыми предприятием.
Целью данной работы является изучение теоретических основ системы мотивации в управлении персоналом исследование практических аспектов применения программ мотивации на предприятии питания, где значение фактора мотивации и эффективной работы персонала возрастает многократно.
В данном исследовании будет поставлена задача по анализу программ мотивации и выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом и мотивации сотрудников на предприятии питания
Читать дальше
В системе управления предприятием особое место занимает управление персоналом. Именно от персонала и эффективности его работы зависит качество и эффективность работы всего предприятия. Особенно это касается работы предприятий питания, где уровень квалификации, мотивации и эффективности работы персонала немедленно отражается на текущем, каждодневном функционировании предприятия, уровне удовлетворенности клиентов, уровне лояльности и, в конечном итоге, непосредственных показателях эффективности работы предприятия и его места на рынке.
Управление персоналом может быть различных типов и форм от авторитарного до демократического, различных масштабов и методов от выполнения этой функции руководителем на небольших предприятиях до наличия разветвленных и высокопрофессиональных отделов и управлений персоналом в больших организациях и холдингах. Неизменным остается именно мотивация сотрудников, как метод воздействия на персонал и повышения эффективности работы.
Важное значение в теории и практике мотивации имеют работы Абрахама Маслоу, который разработал и предложил т.н. «пирамиду потребностей» в основании которой лежат физиологические потребности человека (пища, вода, безопасность и пр), в середине - духовные (любовь, уважение, дружба), а на вершине - потребность в самореализации и самоактуализации. Эту теорию Маслоу описал в книге «Мотивация и личность» в 1954 г.
Согласно теории Маслоу мотивация персонала основывается на разноуровневых потребностях сотрудников. Выявление и удовлетворение этих потребностей программами мотивации и составляет основу эффективного управления персоналом.
Другая важная теория, применяемая в мотивации персонала, разработана доктором Шейном, который обосновал т.н. систему «карьерных якорей», то есть ценностей, которые мотивируют сотрудников к эффективному труду.
Читать дальше
При наличии унифицированной системы организации и мотивации в международном масштабе, в каждой отдельной стране учитываются региональные и экономические особенности. Так в США Макдональдс предлагает систему Оплаты и Поощрения, которая включает базовую оплату труда, краткосрочные и долгосрочные поощрения, программу признания и программу корпоративного автомобиля (источник: информационный сайт корпорации Макдональдс www.aboutmacdonalds.com). Так, в программу краткосрочных поощрений включается премирование сотрудников в соответствии с коллективными и индивидуальными достижениями. В программу долгосрочных поощрений включается премирование акциями корпорации, что позволяет обеспечить долгосрочную связь между результатом труда сотрудника и эффективностью работы всей корпорации.
Специфика экономики России изменяет программы мотивации и адаптирует их к конкретным региональным условиям.
Основной идеей кадровой политики сети ресторанов Макдональдс в России является лозунг «Стабильность и защищенность». В рамках данной политики широко пропагандируются и применяются на практике принципы стабильной оплаты эффективного труда, поощрение высоких результатов работы премиями, организация соревнований и регулярное поощрение лучших сотрудников, социальная защищенность и система льгот и бонусов.
Все программы мотивации персонала можно условно разделить на материальные и не материальные (рис. 1).
Читать дальше
Программы мотивации являются важнейшей составляющей частью эффективного управления персоналом и успешного функционирования предприятия. В сложных условиях современной экономической системы именно программы мотивации позволяют создать систему гибкого управления персоналом, которая учитывает мотивационные особенности сотрудников, как коллективные, так и индивидуальные.
Сочетание материальных и не материальных программ мотивации позволяет компании эффективно функционировать в изменяющихся условиях рыночной конкурентной среды, гибко выстраивать систему приоритетов и стимулов, быстро реагировать на внешние и внутренние факторы.
Система материального стимулирования компании Макдональдс, адаптированная к региональным и экономическим особенностям России, позволяет компании выстроить эффективную и гибкую систему управления и мотивации персонала. При своевременном изменении некоторых формальных черт и признаков, данная система позволит компании оставаться достаточно приспособленной к изменяющимся условиям среды и поддерживать в эффективном состоянии структуру управления компании, в том числе мотивационные программы, как составляющего элемента успешного управления персоналом.
Читать дальше
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / Перев. с англ. под ред. С.М. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004.- 831 с.
2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.:Евразия, 1999. – 478 с.
3. Неларин К. HR-менеджмент. — Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 520.
4. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
Читать дальше