В последнее время уделяется большое внимание развивающей работе с детьми школьного возраста.
Новые требования к качеству образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов.
Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических вузов сокращается.
Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педаго-гике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
В современном обществе воспитание выполняет три основных функции
1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребенка);
3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.
В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение задач образования, развития и воспитания школьников. Отличительная черта целостного педагогического процесса – синтез основных процессов: обучения и воспитания. Поэтому педагогический процесс, осуществляемый в образовательном учреждении, часто называют учебно-воспитательным процессом.
Обучение и воспитание неразрывны по своей сути, поскольку оба эти процесса направлены на формирование личности – целостного, неразрывного и, по возможности, гармоничного образования. Отсюда следует два основных вывода:
1. Обучая, педагог, вольно или невольно, воспитывает, а, воспитывая, обучает. Например, чтобы обучить ребенка грамоте, необходимо воспитывать некоторые качества (внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т. д.), чтобы воспитать в ребенке вежливость, необходимо научить его правилам вежливого общения (например, ребенок должен усвоить такие общепринятые выражения вежливости, как «здравствуйте», «спасибо», «извините» и т. д.).
2. Чтобы целостный педагогический процесс был наиболее эффективен, необходимо использовать его воспитательный потенциал при обучении и обучающие возможности – при воспитании. Так, на уроке учитель решает воспитательные задачи, а на воспитательном мероприятии формирует у детей новые знания.
Есть несколько подходов к определению места воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы, в том числе основанных на отождествлении понятий «воспитательная работа» и «воспитательный процесс».
Проведенный диагностический минимум позволил: а) определить школьников, испытывающих трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школе.
б) определить особенности развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей, знания которых необходимо для успешного психологического сопровождения.
С результатами диагностики знакомила классных руководителей, учителей – предметников, родителей в ходе индивидуальных консультаций.
Анализируя результаты диагностической работы в целом по школе можно сказать, что нравственно – психологический климат благоприятный.