Современное российское общество в настоящее время находится в состоянии глубокого изменения социально-экономического уклада, реформирования основных политико-правовых институтов, во многом сохраняя основные социокультурные характеристики. Традиционные ценности продолжают оказывать влияние на все сферы общественных отношений. Вместе с тем, жесткая конкурентная среда требует от руководителей применения новых методов и приемов управленческой деятельности. Тенденции научно-технического прогресса в целом предъявляют особые требования к возможностям развития творческого потенциала коллективов предприятий, производящих наукоемкую продукцию в соответствие с требованиями потребителей и общества. Однако изменение форм собственности, юридического статуса крупных производственных предприятий, нередко вступает в противоречие с менталитетом людей, работающих здесь. Элементы социокультурной среды крупных производственных организаций, особенно бывших советских промышленных гигантов, частично переносятся и на вновь создаваемые постсоветские предприятия.
Главными носителями социальных ценностей, норм являются субъекты - люди, образующие устойчивую среду, которая может стать как потенциалом развития организации и общества, так и препятствием на пути прогресса. Ситуация на предприятиях такова, что нередко организации, в которых пытаются внедрить новейшие достижения менеджмента, сталкиваются с консервативной социокультурной средой, которая не позволяет реализовать современные концепции управления, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.
Результаты исследования могут помочь разработке наиболее эффективных методов управления в социокультурных условиях России и регионов.
Актуальность темы исследования можно рассматривать в двух аспектах: научном и практическом. Научный аспект рассмотрения дает возможность изучить способы и методы управления карьерой в их взаимодействии с социальными тенденциями развития коллективов организации, путями развития отдельных субъектов, организационными структурами и процессами. Практический аспект позволяет рассматривать исследуемые проблемы на конкретном эмпирическом материале производственных организаций, действующих в новых условиях хозяйствования, отличающихся нестабильностью и повышенным уровнем риска, применить социологическую методику обследования предприятий.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена практической потребностью современного производства, развивающегося в соответствии с глобальными экономическими и технологическими тенденциями, а также отсутствием достаточного количества разработок в данной сфере, отвечающих современным запросам российского общества.
Исследуемая проблема в целом является практически не разработанной в литературе, однако те или иные ее аспекты: кадровые, психологические, управленческие, изучались отечественными и зарубежными авторами.
Современные исследования проблемы управления карьерой в социокультурной среде организаций связаны с концепциями социального менеджмента (П. Друкер, Л.И. Евенко, А.П. Егоршин, К. Мацусита и др.), удачно сочетающего в себе достижения теории управления и социальных наук, нацеленных на построение успешной карьеры каждого работника.
Индивид, реализующий карьеру рассматривается как человек, взаимодействующий с организаций, организация же должна бороться со всевозможными проблемами карьерного роста. Основой этих взглядов являются теории карьерных кризисов и стадий трудовой жизни.
Работы современных авторов (СВ. Шекшня, А.Я., А.П.Егоршин, Г. Десслер, Г.В.Щекин) посвящены таким проблемам управления карьерным ростом, как: этапы карьеры, структура карьеры работника, особенности и методика планирования карьеры, работа с кадровым резервом, определение характеристик будущих руководителей, подготовка и реализация планов развития карьеры. Рассматриваемые вопросы, хотя и не являются глубоко изученными по данной проблеме, позволяют нам наметить пути, по которым следует проводить эмпирические исследования на конкретных производственных предприятиях.
В целом, состояние научной разработанности проблемы управления карьерой в отечественной науке таково, что остаются слабо разработанными вопросы оптимизации творческого потенциала коллективов предприятий, организационных структур за счет использования методов управления
Проблема исследования является отражением в социологии управления противоречия между потребностями внедрения на отечественные промышленные предприятия новых методов управления карьерой, способов продвижения персонала, отвечающих творчески-интеллектуальным тенденциям развития общества и факторами социокультурной среды предприятий, затрудняющими данные нововведения.
Цель работы: выявление специфики управления карьерой в социокультурной среде отечественных промышленных организаций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретико-методологическую и предметную рамки,
основные научные подходы к исследованию;
-уточнить содержание базовых понятий исследуемой проблемы;
-на основе анализа типовых схем продвижения и замещения персонала, «моделей карьеры», исследованных в литературе, данных социологического опроса и анализа документов выявить способы продвижения, реализуемые на отечественных производственных предприятиях:
- изучить методы управления карьерой, применяемые на предприятиях,