Государственная власть в РФ всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, которые выражают ее сущность, конкретную направленность государственных органов. Данный принцип применим и к деятельности исполнительных органов государственной власти. Поэтому в данном случае особое значение приобретают формы реализации исполнительной власти.
Каждый орган исполнительной власти либо же его представитель (должностное лицо) имеют возможность действовать, используя при этом в основном активные действия (например, принятие решения, рассмотрение и разрешение жалобы гражданина, осуществление регистрационных или контрольно-надзорных действий и т. п.). Такие действия по своему характеру и назначению различны. Исполнительные органы при этом осуществляют достаточно большое количество действий, которые не связанны с управляющим воздействием (разработка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т. п.).
Формы управления государственной власти могут выступать в роли:
- форм реализации исполнительной власти (имеет важнейшее значение в механизме функционирования исполнительной власти);
- форм внутриаппаратной работы.
Таким образом, форма управления - это внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), которое осуществляется в рамках его компетенции и вызывает определенные последствия юридического значения .
Система органов исполнительной власти в РФ является весьма многообразной. Огромная территория РФ, которая включает в состав 89 субъектов, которые различны по многим факторам (социальные, экономические, географические условия регионов и территорий и т.п.).
Действующие органы исполнительной власти РФ разделяются на многочисленные классификационные группы. Среди которых можно выделить следующие:
1. Разделение на группы в соответствии с федеративным государственным устройством РФ (на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов):
- федеральные органы исполнительной власти (могут создавать свои территориальные органы (управления, уполномоченные и т.п.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п.);
- органы исполнительной власти субъектов РФ (данная группа весьма разнообразна, так как включает в себя соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
2. Разделение на группы исходя из порядка образования органов исполнительной власти:
а) федеральные органы исполнительной власти, формирование которых отнесено к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. В данной группе основные вопросы образования органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ, но по предложению Председателя Правительства РФ.
б) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций,
3. Разделение на группы исходя из характера компетенции:
а) органы исполнительной власти общей компетенции, осуществляющие свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это, в первую очередь, Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а также правительства, созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющие свои функции строго по отраслевой принадлежности;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов (например, государственные комитеты, федеральные комиссии);
г) органы исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющие разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).
4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
- коллегиальные органы исполнительной власти (например, правительства, государственные комитеты, федеральные Комиссии, а также администрации субъектов РФ);
- единоначальные органы исполнительной власти (все остальные, не вошедшие в первую группу).
5. По порядку создания:
а) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство как на уровне РФ, так и ее субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов главами государства или главами исполнительной власти);
б) исполнительные органы, образуемые по способу избрания. Так, население каждого субъекта РФ избирает высшее должностное лицо - руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ.