Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и может быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе» .
Ответ на вопрос родителей о том, что группа продленного дня является «дополнительной услугой по присмотру за ребенком» означает тот факт, что родители обучающихся могут формировать свой запрос образовательному учреждению, и вместе с администрацией («на договорных отношениях») определять условия пребывания своего ребенка в школе во второй половине дня.
К сожалению, сегодня и так статус воспитателя недооценен. Это во многом связано с тем, что, во-первых, воспитатель чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок.
Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает систему единых требований, лишает его возможности строить правильные воспитывающие отношения с детским коллективом.
Во-вторых, очень долгое время «продленка» действительно осуществляла только «присмотр за ребенком», хотя функций у воспитателя гораздо больше.
В- третьих, воспитателями работали люди, часто не имеющие педагогического образования.
В-четвертых, удобство «продленки» в том, что ребенка во второй половине дня родители могли забрать в любое время независимо от тех мероприятий, которые происходят после уроков, что нарушает организацию группы продленного дня.
Читать дальше
2. Цели, этапы организации клубных занятий с младшими школьниками в группе продлённого дня
Прежде чем приступить к организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях.
В соответствии с методическими рекомендациями по воспитательной работе и нормами СанПиН в начальной школе развлечение в группе проводится 1 раз в 2 недели, а общешкольное мероприятие - 1 раз в квартал.
Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия, являющейся ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.
Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия.
Первый этап - подготовительный. Чтобы занятие стало ярким событием, нужно организовать разнообразную по содержанию и способам оформления и ввода в действие рекламу, задача которой - воодушевить ребят на участие в мероприятии, привлечь их внимание, вызвать у них интерес. Реклама может быть обычной плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, «дом»).
Следующий этап подготовки - создание психологического настроя. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия.
Читать дальше
Клубный час — особая форма работы в группе продленного дня, когда дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирают дело, работу на занятии: одни могут рисовать, другие — лепить, третьи — делать аппликацию и т. п.
При этом занятиями руководит воспитатель группы продленного дня, определяя их содержание, составляя программу. Для этих занятий создаются условия, непохожие на урок, обстановка, располагающая к задушевной беседе, к веселым играм, к дружной совместной работе. Для этого столы сдвигают в центр, образуя большой стол, за который дети садятся по кругу, либо ставят столы и стулья вдоль стен, образуя широкое пространство, которое будет использоваться для игр.
В первой части таких часов воспитатель проводит с детьми различные беседы, целью которых является этическое и эстетическое развитие и расширение эмоционального опыта учащихся. Для этого проводят художественное чтение и рассказывание, слушание музыки, просмотр видеофильмов. Обращение к художественной литературе приучает искать в книге ответы на возникающие вопросы, испытывать в ней потребность как в источнике эмоциональных переживаний.
Воспитать у ребенка любовь к музыке, которая оказывает глубокое воздействие на его мысли и чувства, не только эстетически развивает, но и делает более восприимчивым и чутким в жизни, воспитатель может занятием по слушанию музыки, организацией литературно-музыкальных композиций, инсценировкой.
Клубные часы предполагают проведение веселых мероприятий в виде конкурсов, соревнований, постановок теневого и кукольного театра, импровизированных концертов, на которых дети выступают с художественными пересказами, чтением стихотворений, песнями, танцами, а также интеллектуальных игр. Дети готовят и сами отдельные занятия, на которых делятся с товарищами своими увлечениями, собраниями коллекций или готовят группой творческий час.
Читать дальше
1. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.// Классный руководитель. 2011. №6.
2. А. В. Ястребов, О. И. Лазаренко. Занятия в группе продлённого дня. Начальная школа. Практическое пособие. АЙРИСПРЕСС, 2005.
3. Е.М. Минских. Игры и развлечения в группе продлённого дня. Пособие для учителя. – М. Просвещение. 1983
4.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009.
5.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспектпресс, 2001.
6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция :учеб. пос. для студ. вузов / А.А. Осипова. –М. : Сфера, 2000. – 512 с.
7. Практическая психология образования :учеб. пос. для студ. вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер , 2009. – 592 с.
8.Данилова Е.Е., Воронова А.Д. Младший школьный возраст // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2010
9.Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. — М.: Школьная пресса, 2007.
10.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991, с. 144-167.
11.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Читать дальше