В настоящее время Европейский Союз не является ни унитарным государством, ни федерацией государств, а представляет собой группу 25 европейских демократических государств, которые сотрудничают в вопросах политики и экономики. Несмотря на развитие экономической интеграции, процесс развития политической унификации идет более медленными темпами. Надо заметить, что хотя все институты Евросоюза действуют эффективно, все же им не хватает демократической легитимности и трудно назвать способ их деятельности прозрачным.
После начала процесса подготовки к расширению Союза появились голоса, указывающие на необходимость принятия Конституции Европейского Союза по примеру конституций суверенных государств. В мае 2000 г. министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер призвал Евросоюз к дебатам о Конституции. В декабре 2001 г. президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер выдали общее заявление, в котором признали, что существует потребность принятия Конституции ЕС. В это же время на саммите глав государств – членов Союза – принято решение о создании Конвента, который бы подготовил реформу ЕС, и перечень заданий Конвента: новым разграничением компетенций в ЕС, облегчением законодательной процедуры, увеличением прозрачности и эффективности европейской структуры, а прежде всего, разработкой конституционного договора, который станет фундаментом расширяющегося Союза, а одновременно не будет влиять на конституции государств – членов. Конвент должен был в течение года обсуждать потребность Конституции в Европейском Союзе, после чего представить свои предложения и свое мнение, которые бы стали предметом обсуждения следующей межправительственной конференции.
Читать дальше
В настоящее время Европейский Союз не является ни унитарным государством, ни федерацией государств, а представляет собой группу 25 европейских демократических государств, которые сотрудничают в вопросах политики и экономики. Несмотря на развитие экономической интеграции, процесс развития политической унификации идет более медленными темпами. Надо заметить, что хотя все институты Евросоюза действуют эффективно, все же им не хватает демократической легитимности и трудно назвать способ их деятельности прозрачным.
После начала процесса подготовки к расширению Союза появились голоса, указывающие на необходимость принятия Конституции Европейского Союза по примеру конституций суверенных государств. В мае 2000 г. министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер призвал Евросоюз к дебатам о Конституции. В декабре 2001 г. президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер выдали общее заявление, в котором признали, что существует потребность принятия Конституции ЕС. В это же время на саммите глав государств – членов Союза – принято решение о создании Конвента, который бы подготовил реформу ЕС, и перечень заданий Конвента: новым разграничением компетенций в ЕС, облегчением законодательной процедуры, увеличением прозрачности и эффективности европейской структуры, а прежде всего, разработкой конституционного договора, который станет фундаментом расширяющегося Союза, а одновременно не будет влиять на конституции государств – членов. Конвент должен был в течение года обсуждать потребность Конституции в Европейском Союзе, после чего представить свои предложения и свое мнение, которые бы стали предметом обсуждения следующей межправительственной конференции.
Читать дальше
Подобная наивность в ожиданиях и оценках не могла не отразиться и на конституционном уровне, что проявилось в разработке и принятии Конституции независимой Украины 1996 г. Думаю, что сегодня мы можем утверждать вполне определенно, что национальная Конституция оказалась столь же эклектичной, популистской и «легкомысленной», как и тогдашние настроения украинской политической элиты. Ныне становится все более ясным, что при создании Основного Закона его разработчики пошли по пути невдумчивого копирования существующих нормативных образцов. Эксперты и законодатели либо не отдавали себе отчета в глубинном смысле и цели заимствуемых норм и институтов, либо, понимая их смысл, не рассчитывали на их непосредственное применение. В ряде случаев это приводило к откровенным курьезам.
В частности, Конституция 1996 г. путается в понятиях украинской нации и Украинского народа (Преамбула, статья 11), закрепляет ответственность перед Богом… юридического лица – Верховной Рады Украины (Преамбула), признает наивысшей социальной ценностью… жизнь отдельного человека (часть первая статьи 3)[3], запрещает… любое насилие над ребенком (часть вторая статьи 52) и освобождает от… любой идеологии Украинское государство (часть вторая статьи 15). Социально-экономические права закрепляются в Основном Законе в качестве полномасштабных юридических притязаний, и это несмотря на крохотный (по европейским меркам) размер государственного бюджета. Складывается впечатление, что Украина объявила себя социальным и правовым государством благодаря не столько присутствию, сколько отсутствию у нее зрелого политического и правового самосознания.
Непонимание глубинного смысла Конституции проявилось и в том, что переход Украины на новую форму правления в ходе политической реформы 2004 г. не осознавался украинским правящим классом в качестве изменения конституционного строя.[4] Не менее показательным явилось и закрепление в части первой статьи 3 Конституции Украины жизни человека в качестве наивысшей социальной ценности. Сегодня эта норма не воспринимается даже в качестве самообязательства государства в приоритетном порядке финансировать охрану здоровья. Все это доказывает, что Конституция Украины 1996 г. разрабатывалась, главным образом, как центральный символ общего политико-правового декора. В то время мало кто задумывался над тем, что реальное использование или применение подобных конституционных норм будет обречено на фиаско.
Читать дальше
Конституции некоторых стран содержат традиционно обязательное благоговение, покровительство бога. В ходе обсуждения текста европейской Конституции несколько правительств выступили за то, чтобы включить в него ссылки на бога или христианские традиции. Другие правительства в свою очередь указывали на секулярный (светский) характер своих государств и на их нейтралитет в отношении религии и высказывались против названия определенной религии в европейской Конституции. Согласно ее преамбуле Европейский Союз черпает из культурного, религиозного и гуманитарного наследства Европы. Эта нейтральная формулировка более чем достаточна, чем ссылка на определенную религию, которая могла бы быть воспринята в качестве разделительного фактора между европейскими гражданами. На основании статьи I-52 Конституции Европейский Союз, кроме того, обязуется вести открытый, прозрачный и регулярный диалог с церквами и религиозными объединениями, как это делают и они с гражданским обществом. Отныне в Конституции окончательно устанавливается основанное на хартии основных прав право каждого человека на свободу мыслей, совести и религии (статья II-70).
Читать дальше
1. Бианчери, Ф. В ответ на любое «да» в адрес Турции, навязанное лидерами ЕС, электорат ответит «нет» по вопросу о ратификации Конституции / Ф. Бианчери // Европа. 2005. № 4. С. 12—21.
2. Бурханов, А. К. Европейский союз в современном мире / А. К. Бурханов. Алматы: Ин-т мировой экономики и политики при фонде первого президента Респ. Казахстан, 2005.
3. Гавриков, Д. Европейский союз как территория противоречий / Д. Гавриков // Мировая экономика и междунар. отношения. 2004. № 12. С. 88—95.
4. Европейские страны СНГ: место в «Большой Европе» / под ред. В. Грабовски, А. В. Мальгина, М. М. Наринского (отв. ред.). М.: Междунар. отношения, 2005.
5. Кавешников, Н. Конституционный кризис в ЕС / Н. Кавешников [Электронный ресурс] // Европейский союз: факты и комментарии. Март—май 2005. № 40. Режим доступа: . Дата доступа: 06.04.2008.
6. Лидеры ЕС «зашли в тупик» [Электронный ресурс] // Официальный информационный сервер партии регионов. Режим доступа: . Дата доступа: 07.04.2008.
7. Макарчев, В. Кризис вокруг провала Конституции ЕС / В. Макарчев // Компас. 2005. № 52. C.
8. Oсипов, О. В Риме вершилась история – подписана общая конституция 25 государств / О. Осипов
9. A Constitution for Europe [Electronic resource] // EU official site. Mode of access:
10. Agostinelli, M. Costituzione Europea: i pericolosi obiettivi della Convenzione / M. Agostinelli [Electronic resource] // Relazione tenuta al forum soceale di Riva del Garda. Mode of access: . Date of access: 12.04.2008.
Читать дальше