Корпоративная культура – это совокупность правил, которые приемлемы для всех сотрудников компании. Заметим, что такая культура, как и любая другая, формируется и изменяется в процессе человеческой деятельности . Но в тех корпорациях, где все системы построения взаимоотношений уже устоялись, эта культура отделяется от своих носителей и становится частью организации, которая воздействует на сотрудников. Очень часто она может стать причиной провала тех новшеств, которые успешно стартовали в другой компании. Наличие корпоративной культуры фиксируется во всех организациях.
Мы проанализируем корпоративную культуры компании ОАО «БИТИПИ-ФО», данное предприятие работает в сфере отдыха и туризма.
Организационная структура управления ОАО «БИТИПИ-ФО» представляет собой иерархическую структуру с линейным и функциональным управлением с функциональной департаментализацией по технологиям (финансы, маркетинг, экономика, персонал, производство и др.) Данная структура управления характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, четкой линией цепи команд, отношения между руководителями и подчиненными строятся по вертикали по принципу единоначалия .
В целях получения информации о существующей корпоративной культуре, желаемой культуре с точки зрения сотрудников, взаимоотношениях внутри подразделения и предприятия в целом, отношении сотрудников к нормам и правилам, мотивации, степени удовлетворенности сотрудников различными аспектами деятельности, было проведено исследование путем анкетирования (Приложение 1). Данное исследование проводилось анонимно для максимальной достоверности полученной информации. Для более детального и углубленного изучения слабых и сильных сторон корпоративной культуры, исследование было проведено в каждом подразделении предприятия. Ниже представлены результаты, проводимого исследования одного из подразделений предприятия, а именно отдела по работе с персоналом.
Среди принявших участие в исследовании большинство (91,7%) составляют женщины. 75% имеют высшее образование и 25% средне-техническое.
Стаж работы в отделе по работе с персоналом представлен на рис. 2.5.
Как мы видим, более половины опрошенных (66,7%) имеют стаж работы более 3 лет. Это говорит о стабильности в подразделении и невысокой текучести кадров. На рис. 2.6. представлена возрастная структура отдела.
Второй блок состоит из вопросов, которые помогают выявить отношение к предприятию и свою роль в нем.
Большинство сотрудников, когда сообщают другим, что работают в ОАО «БиТиПи-ФО» (см. рис. 2.7), говорят об этом с удовольствием (38%) или испытывают гордость. То есть в общей сложности 55% сотрудников подразделения испытывают положительные эмоции, когда говорят вовне, что работают на данном предприятии. Однако весомый процент (33%) ответов приходится на долю тех, кто ответил, что «никаких особенных переживаний не испытывает», а также 8%, кто «предпочитает не упоминать об этом». В общей сложности доля негативных эмоций составляет 41%.
Читать дальше
1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 2007
2. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 2007
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2007
4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Саратов. СГТУ, 2011. - 268 с.
5. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: Инфра - М, 2009
6. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М.: ЗАО Бизнес-школа Интелсинтез, 2007.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007
Читать дальше