В настоящее время, спустя 2014 лет, после рождения Иисуса Христа, до сих пор существует интерес к истории возникновения первых христианских общин, их внутренней организации. И это не случайно, поскольку внутренний дух истинных последователей христианства, зародившийся более двух тысячелетий назад, и по сей день остается все тем же, изменилась лишь внешняя организационная система отношений, о чем свидетельствуют дошедшие до нас Деяния Апостолов и послания Апостола Павла.
Переживаемый нашими современниками специфический интерес к вопросам религии в первую очередь связан с кризисом национальной, культурной и государственной идентичности. Потому актуальность настоящего исследования, имея первостепенное мировоззренческое значение, является историческим базисом существования и развития всех последователей христианской религии. Именно сегодня, на фоне всемирной глобализации и активной интеграции западной и американской культуры в России, необходимо особое внимание уделить существованию христианских общин в условиях гонений и притеснений на примере тех последователей Христа, которые жили в I веке.
Целью настоящего доклада является изучение организации христианских общин по Деяниям Апостолов и посланиям Апостола Павла. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения первых христианских общин;
2. Изучить вопросы организации христианских общин с точки зрения этнического состава;
3. Проанализировать организацию христианских общин с точки зрения социального состава.
Теоретической основой написания настоящей работы стали книги Деяний Св. Апостолов и послания Апостола Павла, а также исследования древних отцов Церкви, современных церковных деятелей и историков, таких как Аверкий Таушев, Августин Блаженный, Феофан Вышенский, Свенцицкая И.С., Лебедев А.П., Зом. Р. И других.
Структура доклада обусловлена поставленными задачами: первая часть рассматривает историю возникновения первых христианских общин, вторая изучает вопросы организации христианских общин с точки зрения этнического состава, третья анализирует организацию христианских общин с точки зрения социального состава.
Читать дальше
Иудеи, являясь богоизбранным народом, в течение многих веков ожидали своего Мессию, который был им обещан Богом через пророков. И когда в 30 году Иисус Христос вышел в открытое служение народу, призывая всех к покаянию, «ибо приблизилось Царствие Божие», фарисеи, законники и первосвященники не признали в нем обетованного спасителя, поскольку ожидали царских почестей, славы и владычества над другими народами в своей земной жизни. Что совершенно противоречило проповеди Евангельской.
Так, христианская проповедь с самого начала, еще в 30-е годы, по рождестве Христовом, в Иерусалиме встретила ожесточенное сопротивление властей, как религиозных, таки светских. Но результат преследования был неожиданный – христиане распространили проповедь о Христе по восточному средиземноморью, где и сформировались два важнейших центра христианской проповеди: Антиохия в Сирии и Александрия в Египте. С самого начала, как указывается в Деяниях Св. Апостолов во 2 главе, в Иерусалимской церкви были паломники из разных частей имерии: порфяне, медяне, иломиты, жители Месопотамии и Каппадокии из Малой Азии, Египта, Панфилии и других стран, так вернувшись из-за преследований домой, они наверняка проповедовали Евангелие и там. Потому к концу первого века христианские церкви существовали практически на всей территории Римской Империи, несмотря на малочисленность в одних районах и избыток в других. Так можно отметить, что наибольшее количество верующих к концу первого века было в Малой Азии – Александрия, Антиохия и Эфес стали важными центрами христианской проповеди.
Читать дальше
В качестве одного из источников изучения организации христианских общин выступает книга Деяний Святых Апостолов, описывающая в хронологическом порядке все события, происходившие по Вознесении Господнем. Являясь продолжение Нового Завета, книга охватывает в своем содержании весьма широкий географический спектр – от Иерусалима до Рима.
Традиционно автором данного исторического повествования принято считать евангелиста Луку, поскольку его написанное им Евангелие как раз заканчивается теми событиями, с которых и начинается книга Деяний, а именно с Вознесения.
Деяния Святых Апостолов были написаны примерно конце I века, и объединяют в себе рассказ о деятельности ряда апостолов, прежде всего в иерусалимской общине, восходящий к устным преданиям, являясь своего рода путевым дневником. Книга написана довольно сжато, и практически не имеет в себе религиозно-назидательных поучений, в то время как описание иерусалимской общины, сделанное, когда Иерусалим был уже разрушен, скорее ставит своей целью дать образец для подражания, чем пересказать подлинные события.
Согласно христианским рассказам, отраженным в этих произведениях, проповедники нового учения в городах восточных провинций Римской империи проповедовали, как и в Палестине, в синагогах. Иногда их слушали со вниманием, иногда правоверные иудеи резко против них выступали. В Деяниях апостолов рассказывается, что в Коринфе христианином стал «начальник синагоги», т. е. человек, который руководил организацией молитвенных собраний. В Антиохии в Писидии - глубинной области Малой Азии, где проповедовали Павел и Варнава, за ними пошли после их выступления обращенные в иудаизм язычники, правоверные же иудеи убедили городское начальство изгнать их из города (13:14-50). Некоторые проповедники, прежде всего Павел и его единомышленники, довольно скоро стали ориентироваться на проповедь среди неиудеев. В Послании к галатам Павел прямо говорит, что дело своей жизни он видит в проповеди среди язычников (2:7).
Среди неортодоксальных проповедников в синагогах диаспоры кроме христиан, упоминаются также ученики и последователи Иоанна Крестителя, некоторые из которых объединялись с последователями Христа. Например такие как Апполос, о котором пишется и в Книге Деяний и в Первом послании к коринфянам. Однако были и те, что создавали определенные трудности распространению евангельской проповеди, самостоятельными выступлениями.
Читать дальше
Для полноты рассмотрения организации христианских общин, проанализируем их социальный состав. И в первую очередь необходимо отметить, что поскольку Евангельская проповедь была обращена к грешным людям, каковыми являются абсолютно все, но восприняли ее в основном бедные, больные, увечные, не имеющие общественных и государственных благ, социально униженные и забытые всеми лица. Так, если первыми учениками Господа стали хоть и нищие, но свободные люди, то в первых христианских общинах присутствовало множество рабов. Такое положение обуславливалось положением чужаков в имперском обществе, потому какое бы положение они ни занимали - доверенного слуги, распоряжавшегося другими рабами, или же закованного в кандалы полевого работника, - они считались вещью.
Конец I века для иудеев был ознаменован попаданием в рабское положение, после крушительного разгрома их восстания. В таком состоянии им приходилось, и жить и работать и сражаться на аренах амфитеатров наряду с другими рабами. Те же из них, которые соприкасались с христианством, рассказывали о своей вере товарищам.
Апостол Павел в своих Посланиях принимает попытку ответить на вопрос, должны ли рабы стремиться к получению свободы. Так, Первое послание к коринфянам говорит нам: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в господе, есть свободный господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (7:21-23). Таким образом, можно видеть, что основа христианского отношения к рабству представляла собой равенство всех христиан перед богом, в первую очередь на духовном уровне. Потому вопросы рабства или свободы от него не являлись существенными для первых христиан, особенно для тех, кто ожидал конца своей жизни.
Читать дальше
Таким образом, евангельская проповедь апостолов способствовала возникновению крупных христианских центров в Антиохии и Египте, откуда и распространялось дальнейшее учение о Христе. Именно в этих областях впервые появилось само слово «христианин», которое первоначально имело бранный характер. Христианские общины, во главе с пресвитером могли иметь как общее имущество, так и общую кассу. Со временем особую роль приобретают дьяконы, помощники пресвитера и казначеи.
Первоначально символом христианства стала рыба, которая являлась знаком воспоминания о накормлении 5000 человек двумя рыбами и пятью хлебами, и лишь впоследствии данный символ сменился на крест.
Активно распространяемое христианство, находило своих последователей среди совершенно разных народов – иудеев, римлян, египтян, среднеазиатов и кочевников; горожан и жителей деревень; нищих и богатых; убогих, больных и здоровых; рабов и граждан; женщин и мужчин. Потому первые христианские общины имели особое значение для дальнейшего распространения Евангельского учения. Преодолевая претерпеваемые гонения, как со стороны общества, таки со стороны государства, вера во Христа и образовавшаяся Церковь несли миру божественную истину, не смотря ни на что.
Потому, в настоящее время, как никогда необходимо брать пример той непоколебимой веры, чистоты духовной жизни и борьбы с посылаемыми искушениями, которые были присущи первым христианским общинам. Так как положение истинных православных христиан сегодня, претерпевает не менее страшные, хотя и более скрытые гонения, истина подменяется ложью, Христово стадо становится все более малочисленным.
В процессе данной работы была изучена организации христианских общин по Деяниям Апостолов и посланиям Апостола Павла. Рассмотрена историю возникновения первых христианских общин; изучены вопросы организации христианских общин с точки зрения этнического состава; проанализирована организация христианских общин с точки зрения социального состава.
Следовательно, можно считать, что поставленная цель достигнута, указанные задачи решены.
Читать дальше
1. Аверкий (Таушев), еп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. - М.: 1995. - С. 187.
2. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.-320 с.
3. Иустин (Попович), архим. Толкование на 1-е Послание к Фессалоникийцам св. апостола Павла. -М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. -187 с
4. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: Русский путь, 2003.-576 с.
5. Книга Деяний, Посланий святых апостолов и Апокалипсис. – Москва: Спасское братство, 2012. – 784 с.
6. Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989.-190 с.
7. Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - 672 с.
8. Письма апостола Павла / перевод и примечания В. Н. Кузнецовой. М.: Общедоступный православный университет, 1998. - 159 с.
9. Ранние Отцы Церкви. Антология. - Брюссель, 1988. - С. 76.
10. Свенцицкая И.С. 'Раннее христианство: страницы истории' - Москва: Издательство политической литературы, 1988 - с.336
11. Сильченков К. Н. Прощальная беседа Спасителя с учениками. Евангелие Иоанна XIII, 31 XVI, 33 (опыт истолкования). - СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1997. - 358,160 с.
12. Скола А., Маренго Д., JIonecX. П. Богословская антропология. М.: «Христианская Россия», 2005.
13. Толкование посланий св. апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. М.: Русский Хронографъ, 2002. - 720 с.
14. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды св. апостола Павла. М.: О-во сохранения лит. наследия, 2006.
15. Чуковенков Ю. А. Генезис христианской православной антропологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: 2004.
Читать дальше