Естественные науки имеют дело преимущественно с общеутвердительными или общеотрицательными суждениями, а гуманитарные науки, в том числе и правовые, - с частно-утвердительными или частно-отрицательными суждениями. Отсюда и значительно большее многообразие суждений, парадигм в юриспруденции, в том числе и относительно понятия объекта гражданского права. Однако при всем положительном отношении к плюрализму мнений в науке гражданского права относительно любого предмета исследования, в том числе и относительно «методов познания права» вообще и гражданского в частности, нельзя приступать к конкретному исследованию без того, чтобы на время оставить в стороне обилие точек зрения и определиться, пусть даже по соглашению, в исходных общеутвердительных и общеотрицательных суждениях, которые могут образовать определенную парадигму. Ибо любая нормальная научная деятельность, как справедливо, на наш взгляд, утверждает Т.С.Кун, строится на основе одних и тех же правил и стандартов научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую обеспечивают одинаковые парадигмы, представляет собой предпосылки для нормальной науки.
Сказанное выше, имеет прямое отношение и к праву, где господствует плюрализм мнений, равно и к методам его познания. Основная цель настоящей статьи состоит в следующем: ее автор предпринимает попытку доказать, что, несмотря на утверждение многих авторов о том, что «право - это наука» и она имеет «свои» методы познания, наряду с общепознавательными, «методов, как таковых» в праве еще нет. Следует констатировать: „наука о праве, как таковом” – не описала ни один способ его изучения, который можно было бы назвать именно методом. То, что в юридических публикациях называют методами в праве, по сути, таковыми не являются. Например, то, что в монографии А.А.Мережко „Введение в философию международного права: гносеология международного права”, в которой кратко по объему и емко по содержанию (надо отдать должное ее автору) приведены различные «методы познания права», есть нечто иное, но только не методы. С нашей точки зрения, это всего лишь исходные методологические предпосылки, указывающие на отличие одних представлений о праве от других. Возможно, когда-нибудь в будущем и будут на их базе описаны «методы познания права», но сегодня их именовать такими, в сравнении с известными методами в других науках, нельзя. При этом, однако, следует отметить, что одни предпосылки ближе к тем требованиям, которым должен отвечать метод в науке, а другие – вообще им не отвечают.