Понятие ценности столь привычно, что, на первый взгляд, ни в каком определе-нии не нуждается. Однако уже второй, чуть более пристальный, взгляд на него приводит к возникновению вопросов, правда, еще не слишком сложных. К описанию явлений ка-кого рода – внешних, объективных, бытийных или субъективных, внутренних, психоло-гических – относится данное понятие? Мы одинаково скажем о «ценности» жизни, здо-ровья, общения с близкими, культуры, знаний, впечатлений, нашего дома, стены которого украшают «ценные» картины, полки – «ценные» книги, за которыми скрывается сейф с «ценными» бумагами. И все же ценность – явление субъективного плана. Ценность – это объект, но объект ценностного отношения, то есть, оцененный кем-то предмет или цен-ное для кого-то явление. В случае такого понимания предметные ценности, например, дом, и субъектные ценности, например, установка «Дом – это важно» суть полюсы одно-го и того же отношения.
Кстати, способностью к предпочтению обладает не только человек, но любое жи-вое существо. Тот же самый дом может предпочитать другим домам и уж тем более отсут-ствию дома, к примеру, живущая в нем кошка. Но будет ли дом для нее ценностью? До-говоримся, что оцененное – это осознанное, а значит, исключительно человеческое явле-ние. Ценности могут быть материальными или духовными, преходящими или «вечны-ми», личными (так называемыми ценностными ориентациями) или коллективными (об-щественными), единичными или образующими мощную иерархическую систему, науч-ными, религиозными, культурными, экономическими и так далее. Но все они одинаково антропогенны, то есть, устанавливаются человеком в процессе его оценивания себя и окружающей действительности. Все они следствия рефлексии – осмысления человеком собственных переживаний, желаний и целей.
Итак, наиболее простым определением ценности будет следующее: ценность – это осознанная человеком значимость предмета или явления. Но и после данного определе-ния, третий, самый пристальный взгляд на понятие ценности приводит к вопросам, для ответа на которые нашим интуиции и логике лучше будет заручиться поддержкой фило-софского знания. Если спросить ребенка о том, что он любит больше всего на свете, с большой долей вероятности можно услышать: «Маму… и шоколад». Ценности ли это? Одного ли порядка? Как соотносятся понятия ценности и пользы? Синонимичны? Или полезное может не представлять ценности? В таком случае, существуют ли «бесполез-ные» ценности? Что такое эта самая «польза»? Что полезнее – удовольствие от шоколада или мамин запрет на него? Попробуем продолжить разбор понятия ценности, взяв за ос-нову взрослый аналог вышеприведенного ответа: «Жизнь… и деньги».
Немецкий социолог, «философ жизни», создатель теории социального взаимодей-ствия, основоположник конфликтологии, автор работ с говорящими названиями «Фило-софия денег» (1900) и «Конфликт современной культуры» (1918), Георг Зиммель понимал жизнь как иррациональный, самодостаточный, непрерывный, бесконечный поток бытия, всегда бесформенный, но всегда целесообразный . Иррациональный, потому что жизнь, как таковая, во всем ее многообразии, не может быть «схвачена», познана, истолкована человеческим рассудком. Чтобы рассмотреть жизненный поток, его необходимо хоть на мгновение остановить, придать ему хоть какую-то форму. Но такое застывание уже не будет жизнью, точнее, это не будет всей жизнью. О диалектике объективного, природно-го, бытийного и субъективного, культурного, ценностного Георг Зиммель пишет так: «Вещи как естественные реальности включены в порядок, основу которого составляет предпосылка о единстве сущности… невзирая на их порядок в этом ряду, мы сообщаем их внутреннему образу некий иной порядок, в котором всеобщее равенство полностью нарушено… и глубочайшая сущность которого состоит не в единстве, но в различии, ранжировании по ценностям… Оценка как действительный психологический процесс есть часть природного мира; но то, что мы имеем в виду, ее понятийный смысл есть нечто независимо противостоящее этому миру... напротив, само оно, будучи рассмотрено с осо-бой точки зрения, представляет собой целый мир» .
Приостановкой для оформления жизни занимается культура. Снова и снова куль-тура строит замки из песка бытия, стараясь придать безупречность очертаний своим про-изведениям. Снова и снова непрерывный, бесконечный прибой жизни смывает их, осво-бождая пространство для новых культурных форм, еще более совершенных. Однако при всей своей бесформенности и бесконечности жизненный поток отнюдь не бесцелен. Напротив, он извечно стремится к единственной своей цели – приумножению собствен-ного богатства. Жизнь – это объективное и субъективное, материальное и духовное, бы-тие и сознание, прошлое и настоящее, бренное и вечное, кроме жизни нет ничего, и по-этому жизнь ищет и находит в себе самой возможности для самообогащения. В этом и за-ключается ее самодостаточность. Порождая культуру и общество, жизнь пользуется ими как инструментами для саморазвития. Только оценивание, культурное оформление делает жизнь содержательной, только новые оценки, новые культурные формы делают ее богаче.