Тема Звук и буква «П».
Цели:
1.Образовательные: -знакомство с буквой, ее целостным восприятием; -закрепить слуховой и моторный образ звука «П»;
-учить анализировать артикуляцию звука, используя картинный план и зеркала;
- учить давать характеристику звуку «П»; -активизировать словарь по теме «Птицы»; -активизировать словарь по теме «Одежда»; -чтение прямых слогов.
2.Коррекционные:
-развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику; -работать над развитием фонематического слуха;
- работать над развитием мелкой моторики, используя специальную гимнастику.
3. Воспитательные:
-воспитывать желание заниматься, говорить правильно и красиво;
-воспитывать активность на занятии;
-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
-воспитывать у детей умение слушать педагогов и сверстников.
Оборудование: игрушка -попугай в клетке, зеркала, наборное полотно с буквами, картинный план для анализа артикуляции звука, предметные картинки , счетные палочки, букварь, крупа, тетради на печатной основе, пенал, настенная азбука, галька.
Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!
• Сегодня у нас необычный урок, открытый урок. К нам пришли гости, посмотрите на них. Ребята, давайте вспомним время года, какая сегодня погода, день недели.
• В гости к нам пришли учителя и принесли подарок, клетку с попугаем Кешей.
Попугай Кеша будет с нами сегодня заниматься.
2.Сообщение темы урока.
• А с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на уроке?
• Назовите первый звук в слове «попугай» и вы узнаете.
• Мы познакомимся сегодня на уроке со звуком и буквой «П». (тема записана на доске «Звук и буква П»).
З. Артикуляционная гимнастика.
-Для того, чтобы звук получался красиво и правильно нужно подготовить наши органы речи. Сделаем артикуляционную гимнастику.
- « Кеша, Кеша попугай Нам, дружочек, помогай. Губы мы должны размять, Чтобы все слова назвать.» Губы: Губы мы легко смыкаем, Быстро, быстро размыкаем. Попугай клюв открывает, Открывает, закрывает. Мы пощелкаем губами,
Дома мы покажем маме. Зубы: Ну-ка, ну-ка, попугай, Рот скорее открывай Вот беда какая! Нет зубов у попугая, А у нас красивы зубки-
Покажи их три минутки. (упражнение «Заборчик»). Язык: Вот еще есть язычок, Покусай его бочек. Язычок, ты не ленись И в квартире приберись. Вычисти зубки вверху,
Вычисти зубки внизу. ( упражнение « Чищу зубы») Щеки: Раздувайся, пузырь Раздувайся большой Оставайся такой, Да не лопайся
Лопнул! Ой! (надуваем щеки и сдуваем). • Ребята, прежде чем сделать следующее упражнение, давайте вспомним, чем покрыто тело птиц?- перьями. Сегодня на занятии мы будем дуть на перышко.
Воздушная струя: На перышко мы подуем,
Его с ладошки легко сдуем. (дети поддувают перо с ладошки).
4.Анализ артикуляции звука и его характеристика.
Как же звуку здесь пройти? Ведь
преграда на пути
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы! П - глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
• Губы: сомкнуты, размыкаются при выдохе. Зубы: разомкнуты. Язык: внизу рта.
- Возьмите в руки зеркала, друзья!
Голосовые связки: не работают. Воздушная струя: короткая, теплая. Звук «П» можно спеть?- Нет. Значит звук «П» - согласный. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный? - согласный.
5.Работа над развитием фонематического слуха.
- на столах у вас попугай, Как услышите звук «П» Попугая поднимай!
ка-ла-но-пу-са-ма-на-па-шо-ха-лу-па-ма
попугай- крошка- кофта-сапог- муха -пар