В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Ведь человеческий фактор всегда являлся одним из ведущих факторов развития общества и государства. Человеческий капитал в широком определении - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Следовательно, развитие общего образование – это многосторонний процесс, в развитии которого ведущую роль играет государство, общество, а также отдельный человек. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурным, научным, образовательным и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе.
В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией.
На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:
- глобализация образования в условиях «информационного бума»; интеграция в общемировой образовательный процесс;
- модернизация образования – элементы западных моделей на основе Российской системы;
- мотивировать обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело - высокая степень мотивации);
- параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотива то наряду с достойной зарплатой;
- реформа образования в России не должна в корне ломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом, не разрушая той образовательной системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.
Все это обуславливает актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития общего образования в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность общего образования;
- изучить состояние общего образования в России;
- определить перспективы общего образования в России.
Читать дальше
Как известно, современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства.
Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
В этой ситуации главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.
Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России.
Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование.
Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.
Под общим образованием понимается освоение ребенком двух основных категорий знаний, необходимых для адаптации в социальной жизни и являющихся базой для получения последующего специального образования. В России существует три общеобразовательные ступени: начальное, основное и среднее (полное) общее образование.
Читать дальше
Согласно переписи на 1 января 2011 г. в России проживает 142,9 млн. человек, что на 985,5 тыс. чел. больше, чем в 2010 г., что объясняется улучшением общей ситуации в стране и мер по повышению уровня рождаемости и предпринятых Правительством РФ стимулирующих мер.
Однако, общий рост численности населения не сопровождается тем же простом количества школьников в возрасте 17 лет (абитуриентов). Количество выпускников школ 11 класса с каждым годом сокращается. В период с 2005 по 2010 гг. общее количество школьников 11 класса сократилось более, чем на 30% (с 2400 тыс. чел до 1676 тыс. чел.).
Сначала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия.
Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения.
Во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов.
В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании
Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям.
Глобализация прежде всего вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи.
Читать дальше
Судя по опросам общественного мнения, основная масса учителей, родителей и учащихся, значительная часть (до половины) экспертов пока не видят заметных позитивных изменений в системе общего образования.
Оценка наиболее актуальных направлений развития общего образования на современном этапе:
1. Ориентация на демократизацию системы образования, реализующую фундаментальные права и возможности человека - 24 %
2. Обеспечение равенства возможностей на получение образования - 55 %.
3. Развитие механизмов интеграции учебных заведений - 24 %
4. Расширение для учреждений образования полномочий юридического лица и экономической самостоятельности - 18 %
5. Предоставление учреждениям образования самостоятельного права в выборе учебного плана - 18 % [1, с. 45].
Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:
Первое. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза. Второе. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег. Третье. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества. Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным.
Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению. Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Нам нужно напитать его ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.
Читать дальше
Таким образом, некоторые из задач уже решаются, но большинство таковых всё ещё остаются перспективой развития общего образования. Например, профильное школьное обучение постепенно выходит в свет. Также остаются нерешёнными такие задачи, как рационализация досуга, насколько известно, каждый определяет свой досуг самостоятельно, в том числе и во время каникул, однако некоторые школы, зачастую благодаря инициативе преподавателя всё же выезжают на экскурсии в другие города. На мой взгляд не должно откладываться решение проблемы, связанной с низкой заработной платой учителей, её решение позволит не только качественно улучшить положение учителей, будет стимулировать их деятельность, но также возможно повысит спрос на профессию данного вида. Нельзя отрицать, что материальный фактор в России чаще всего играет первостепенную роль. Поэтому многое ещё в России предстоит довести до ума или хотя бы сдвинуть с мёртвой точки.
Очевидно и то, что нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурноразвитых учителей и преподавателей. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей(также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния. Энтузиасты - именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться наблагоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. А как подсказывает нам опыт, не всегда выделенные средства идут в правильное русло. К сожалению, помимо развития образования, в первую очередь в нашем обществе необходимо развивать нравственную и моральную ответственность и правопорядок, чувство долга и ответственности.
Подают надежду и последние документы, определяющие стратегию развития общего образования в России («Новая школа», нацпроект «Образование»), поскольку намеченные цели соответствуют потребностям нашего общества.
Хочется надеяться на то, что модернизация образования, в нашем случае общего образования не пройдёт даром и в скором времени все, кто работает в этой сфере, почувствуют эти обновления на себе.
Читать дальше
1. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2009. - № 6. – С. 20 – 29.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.
3. Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. – 2009. - № 2. – С. 80 – 88.
4. Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования – угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. – 2009. - № 6. – С. 99 – 106.
5. Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. – 2010. - № 3. – С. 107 – 116.
6. Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Омега-Л, 2009. – 64 с. – (Законы Российской Федерации).
Читать дальше