В настоящее время развитие творческой личности приобретает особую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость в области современной педагогики. Это объясняется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на воспитание личности активной, творческой. Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих способностей. Именно в этом возрасте у младшего школьника развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
Понятие творческих способностей младших школьников в психолого- педагогической литературе исследовали такие авторы, как Агеева Л.В., Бойко Л.В., Гончарова Я.Ю., Жуковская Р.И., Карпова Н.Г., Нурматов Н.
Например, Гончарова Я.Ю. в работе «Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте» раскрывает особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, выявлены условия и методы для развития творческих способностей обучающихся начальных классов.
Карпова Н.Г. в статье «Развитие творческих способностей младших школьников» обосновывает актуальность развития творческих способностей с учетом современных реалий. Рассматривает психологическая сущность творческих способностей, их структура, основные показатели развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования – является процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – уроки математики, направленные на развитие творческих способностей младших школьников.
Цель работы – изучить развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения их математике.
Читать дальше
Развитие творческих способностей, в настоящее время, является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс проходит сквозь все этапы развития личности ребёнка, пробуждает в нем инициативу и самостоятельность в вопросах принятия решений, формирует привычку к свободному самовыражению, развивает уверенность в себе [7].
Изучая вопрос развития творческих способностей, мы не можем не затронуть такую способность личности как креативность, то есть способность особого рода - умение предлагать необычные идеи, использовать нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешать проблемные ситуации.
Таким образом, можно сказать, что креативность охватывает некую совокупность мыслительных и личностных качеств человека, которые определяют способность к творчеству.
Для того, чтобы определить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо выделить определенные параметры. Ученные предлагают разные варианты параметров для их определения, но мы придерживаемся точки зрения Д.Б. Богоявленской и считаем их наиболее подходящими для детей младшего школьного возраста.
Читать дальше
Сегодня, в условиях вхождения в международное образовательное пространство, в обществе сложилось новое понимание основной цели процесса обучения и воспитания.
Успешному формированию у младших школьников элементарных основ творческого миропонимания, развитию творческих способностей и формированию нравственно-ценностных качеств личности содействуют занятия математикой. Младшие школьники наиболее активно подключаются к исследовательской деятельности по выявлению математических закономерностей, связей предметов в процессе работы над нестандартными заданиями.
Творческими заданиями в самом общем виде называют те задачи и упражнения, постановление и решение которых выполняется в форме инновационной, исследовательской, созидательной деятельности [2]. Понятие задание включает в себя обязательное взаимодействие как минимум двух его участников: поручающего выполнить какое-то требование и того, к кому обращено это поручение. Формируя различные виды заданий, необходимо включать в рассмотрение не только содержание предметных задач, но и характер используемых способов деятельности.
Читать дальше
Современные школьники не похожи уже даже на своих ровесников десять лет назад. Сегодня каждый класс, каждый школьный коллектив может преподнести, так называемые «сюрпризы» в творческих заданиях. Однако остается непоколебимым: без квалифицированного, внимательного, грамотного, оптимистично настроенного учителя развитие творчества у школьников невозможно.
Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, приходим к выводу, что данный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
В период обучения в начальной школе происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазии, которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Творческая деятельность является одним из ведущих видов деятельности способствующих развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Неотъемлемым фактором творческого развития являются условия и методы, способствующие формированию творческих способностей младших школьников.
Читать дальше
1. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 19.02.2024).
2. Бойко Л.В., Лобанова Е.М., Василенко И.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики // Символ науки. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-matematiki (дата обращения: 19.02.2024).
3. Гончарова Я. Ю. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте // Актуальные исследования. 2022. №12 (91). С. 83-85. URL: https://apni.ru/article/3901-osobennosti-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnost (дата обращения: 19.02.2024)
4. Земцова Л.П., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики. Начальная школа. 2014.№10. С. 42-46.
5. Карпова Людмила Григорьевна Развитие творческих способно-стей младших школьников // ОНВ. 2015. №2 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-2 (дата обращения: 19.02.2024).
6. Киргуева ФЛ'.Совершенствование математической подготовки будущих учителей начальных классов //Современные технологии в образовании. 2015.№4. С. 109-112.
7. MopoM.II., Степанова С.В. Математика. Начальная школа. 2014.№8. С, 79-82.
8. Нурмаматов, Мехриддин. О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики / Мехриддин Нурмаматов, А. И. Инатов, Курбан Останов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/158/43997/ (дата обращения: 19.02.2024).
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психоло-гии. СПб.: Питер. 2012. 746 с.
10. Секинаева Б.Ш. Математика как часть общечеловеческой культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 155-157.
Читать дальше