В творческой задаче желательно использовать межпредметную связь, сформулировать задачу, которую можно выполнить на основе различных фи-зических и технологических законов, в которых нет указаний на конкретные действия, аналогии или законы. Таким образом, учащиеся должны предлагать разные типы решений, на этом этапе можно использовать метод «мозгового штурма». Творческая задача также предполагает техническое противоречие, которое необходимо выявить и устранить. Только тогда проблема может быть решена. Задачи такого типа называются проектными задачами.
В зависимости от общей цели задачи строительства делятся на [2]:
1. Задачи моделирования – создание объектов, схем на основе суще-ствующего рисунка, эскиза;
2. Задания на дополнительное проектирование – добавление или поиск недостающего предмета техники;
3. Задания на усовершенствование или реконструкцию – внесение кон-структивных изменений, направленных на улучшение отдельных показателей эффективности технических средств;
4. Проектирование задач по техническому заданию или вашим соб-ственным идеям.
Важно учитывать, что использование образовательного дизайна очень важно, поскольку оно имеет предпрофессиональную подготовку и положи-тельно влияет на «мягкие» навыки обучающихся.
Задания по реконструкции особенно интересны учащимся, поскольку являются наиболее творческими и сложными. Следует помнить, что специаль-ных руководств по этому вопросу практически нет, поэтому вам придется ли-бо разбираться в проблемах самостоятельно, что непросто, либо искать мате-риал в нескольких разных источниках.
Также стоит отметить, что эта работа достаточно сложна и выполнить ее может только грамотный педагог. Ведь он должен знать конструкцию конкрет-ного изделия и понимать, какие функции ему необходимы, а какие могут нега-тивно повлиять на его основную функцию. Ему также следует изучить соот-ветствующую литературу (учебники, технические руководства, ГОСТы, об-разцы готовой продукции, дидактический материал: технологические, учебно-технологические карты, карточки-задания, информационные карточки, плака-ты) с целью консультирования учащихся. При проектировании предметов учебного и производственного назначения педагог должен ознакомить школь-ников с такими понятиями, как функциональность, технологичность, кон-струкция, долговечность, экономичность, качество продукции и др. Следова-тельно, преподаватель, не обладающий «техническим умом», не всегда будет эффективен в этой области.
Помимо строительных задач, заключающихся в разработке строитель-ной и технологической документации, изготовлении моделей, технических объектов, школьников необходимо привлекать и к решению технологических задач.
Технологические задачи представляют собой несколько вариантов тех-нологических последовательностей производства конкретного изделия с ис-пользованием различных инструментов, материалов, способов обработки и т. д. Технологические задачи можно использовать при проектировании или в ла-бораторных работах.
Таким образом, техническое мышление — это относительно широкое понятие, которое следует развивать. В школе это лучше всего делать на уроках технологии. По нашим исследованиям, наиболее эффективно развивать техни-ческое мышление посредством творческих задач, к которым относятся про-ектные задачи (задачи моделирования, предпроектные задачи, задачи по усо-вершенствованию или перепроектированию, задачи проектирования по техни-ческому заданию или собственной идее), а также технологические задачи. . Для их использования учителю следует также изучить много профессиональ-ной литературы, такой как: учебники, технические руководства, ГОСТы, об-разцы готовой продукции, дидактический материал: технологические, учебно-технологические карты, карточки-задания, информационные карточки, плака-ты.
Анализ диагностики, проведенной респондентами, показал, что техни-ческое мышление развито недостаточно. На открывающем этапе эксперимента была проведена апробация метода Беннера, которая показала, что развитие технического мышления находится на низком уровне развития среди 5 классов и на среднем уровне развития среди 6–7 классов.
На формирующем этапе эксперимента техническая деятельность учени-ков проходила в системе практической работы. В учебный процесс были внед-рены учебные и иллюстративные пособия. На технологических занятиях ис-пользовались методы решения технических задач. Повторное тестирование, проведенное по результатам формирующего эксперимента и его обработки, показало, что уровень технического мышления в экспериментальной группе повысился. Анализ полученных данных показал значимость полученного ре-зультата.