ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5 1.1 Сущностная характеристика понятия «техническое мышление» 5 1.2 Развитие у обучающихся технических способностей на уроках технологии 11 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ 5–7 КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 15 2.1Состояние проблемы технического мышления в педагогической практике 15 2.2Реализация условий развития технического мышления у обучаемых 5–7 классов на уроках технологии 21 2.3 Анализ результатов работы по развитию технического мышления у обучаемых 5–7 классов на уроках технологии 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Формирование технического мышления учащихся на уроках технологии

курсовая работа
Языки
31 страниц
71% уникальность
2023 год
7 просмотров
Кузнецова К.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5 1.1 Сущностная характеристика понятия «техническое мышление» 5 1.2 Развитие у обучающихся технических способностей на уроках технологии 11 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ 5–7 КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 15 2.1Состояние проблемы технического мышления в педагогической практике 15 2.2Реализация условий развития технического мышления у обучаемых 5–7 классов на уроках технологии 21 2.3 Анализ результатов работы по развитию технического мышления у обучаемых 5–7 классов на уроках технологии 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Читать дальше
Актуальность. Образовательная область «Технологии» находится в ста-дии качественного развития. Напомним, что современные исследования в ос-новном ориентированы на изучение особенностей преподавания этого направ-ления учащимся среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, технологическая подготовка младших школьников наименее изучена в дидак-тике технического образования и методике преподавания «техники» как обла-сти педагогических знаний. В настоящее время можно констатировать, что в методике преподавания «Технологии» возникает множество проблем, которые требуют безотлагатель-ного и серьезного решения, несмотря на сравнительно богатый опыт педаго-гической науки и практики в области технологической подготовки подрастаю-щего поколения, особенно в начальной школе. Прежде всего, проблемы вы-званы основным противоречием между современными и перспективными требованиями общества к содержанию и уровню подготовки подрастающего поколения к творческой технологической деятельности и недостаточным уровнем готовности современной педагогической науки и практики в органи-зации и управления этим процессом. Это выражено в системе таких противоречий как несоответствие веду-щей цели технологического обучения школьников, в том числе в начальной школе, заключающийся в развитии в личности обучающихся и формировании их готовности к познанию и преобразованию окружающего мира, узостью вы-полняемых задач, ограниченных на практике вопросами формирования опе-рационно-практических умений в области «технического» и «художественно-го» труда. Объект исследования – процесс формирования технологических уме-ний детей младшего школьного возраста.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Челябинске , зайдите на Work5.


. Предмет исследования – условия формирования технологических уме-ний младших школьников на уроках технологии. Гипотеза исследования заключается в предположении, что техническая деятельность учащихся осуществляется в системе практических работ. Цель курсовой работы – изучить формирование технического мышле-ния учащихся на уроках технологии. Задачи: 1.Рассмотреть сущностную характеристику понятия «техническое мыш-ление». 2. Изучить развитие у обучающихся технических способностей на уро-ках технологии. 3. Провести экспериментальную работу по развитию технического мышления у обучаемых 5–7 классов на уроках технологии. 4. Сделать выводы. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение и тестирова-ние. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педаго-гов основного и дополнительного образования. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
В творческой задаче желательно использовать межпредметную связь, сформулировать задачу, которую можно выполнить на основе различных фи-зических и технологических законов, в которых нет указаний на конкретные действия, аналогии или законы. Таким образом, учащиеся должны предлагать разные типы решений, на этом этапе можно использовать метод «мозгового штурма». Творческая задача также предполагает техническое противоречие, которое необходимо выявить и устранить. Только тогда проблема может быть решена. Задачи такого типа называются проектными задачами. В зависимости от общей цели задачи строительства делятся на [2]: 1. Задачи моделирования – создание объектов, схем на основе суще-ствующего рисунка, эскиза; 2. Задания на дополнительное проектирование – добавление или поиск недостающего предмета техники; 3. Задания на усовершенствование или реконструкцию – внесение кон-структивных изменений, направленных на улучшение отдельных показателей эффективности технических средств; 4. Проектирование задач по техническому заданию или вашим соб-ственным идеям. Важно учитывать, что использование образовательного дизайна очень важно, поскольку оно имеет предпрофессиональную подготовку и положи-тельно влияет на «мягкие» навыки обучающихся. Задания по реконструкции особенно интересны учащимся, поскольку являются наиболее творческими и сложными. Следует помнить, что специаль-ных руководств по этому вопросу практически нет, поэтому вам придется ли-бо разбираться в проблемах самостоятельно, что непросто, либо искать мате-риал в нескольких разных источниках. Также стоит отметить, что эта работа достаточно сложна и выполнить ее может только грамотный педагог. Ведь он должен знать конструкцию конкрет-ного изделия и понимать, какие функции ему необходимы, а какие могут нега-тивно повлиять на его основную функцию. Ему также следует изучить соот-ветствующую литературу (учебники, технические руководства, ГОСТы, об-разцы готовой продукции, дидактический материал: технологические, учебно-технологические карты, карточки-задания, информационные карточки, плака-ты) с целью консультирования учащихся. При проектировании предметов учебного и производственного назначения педагог должен ознакомить школь-ников с такими понятиями, как функциональность, технологичность, кон-струкция, долговечность, экономичность, качество продукции и др. Следова-тельно, преподаватель, не обладающий «техническим умом», не всегда будет эффективен в этой области. Помимо строительных задач, заключающихся в разработке строитель-ной и технологической документации, изготовлении моделей, технических объектов, школьников необходимо привлекать и к решению технологических задач. Технологические задачи представляют собой несколько вариантов тех-нологических последовательностей производства конкретного изделия с ис-пользованием различных инструментов, материалов, способов обработки и т. д. Технологические задачи можно использовать при проектировании или в ла-бораторных работах. Таким образом, техническое мышление — это относительно широкое понятие, которое следует развивать. В школе это лучше всего делать на уроках технологии. По нашим исследованиям, наиболее эффективно развивать техни-ческое мышление посредством творческих задач, к которым относятся про-ектные задачи (задачи моделирования, предпроектные задачи, задачи по усо-вершенствованию или перепроектированию, задачи проектирования по техни-ческому заданию или собственной идее), а также технологические задачи. . Для их использования учителю следует также изучить много профессиональ-ной литературы, такой как: учебники, технические руководства, ГОСТы, об-разцы готовой продукции, дидактический материал: технологические, учебно-технологические карты, карточки-задания, информационные карточки, плака-ты. Анализ диагностики, проведенной респондентами, показал, что техни-ческое мышление развито недостаточно. На открывающем этапе эксперимента была проведена апробация метода Беннера, которая показала, что развитие технического мышления находится на низком уровне развития среди 5 классов и на среднем уровне развития среди 6–7 классов. На формирующем этапе эксперимента техническая деятельность учени-ков проходила в системе практической работы. В учебный процесс были внед-рены учебные и иллюстративные пособия. На технологических занятиях ис-пользовались методы решения технических задач. Повторное тестирование, проведенное по результатам формирующего эксперимента и его обработки, показало, что уровень технического мышления в экспериментальной группе повысился. Анализ полученных данных показал значимость полученного ре-зультата.
Читать дальше
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого само-развития 2. / В. И. Андреев. — 2-е изд. – Казань: Центр инновационных тех-нологий, 2000. – 201 с. 3. Великанова Л. К. Факультативные занятия как одна из форм углуб-лённого и дифференцированного обучения в общеобразовательной средней школе. / Л. К. Великанова, Т. И. Горелова. — М.: Новосибирск, 1980. — 18 с. 4. Воронин А. М. Актуальные проблемы технологического образова-ния / А. М. Воронин, О. А. Самоторова // Вестник Брянского государственно-го университета. Брянск: РИО-БГУ, 2016. — № 3 (29). — С. 201–203. 5. Галанов Д. А., Галанова В. В. Техническое творчество на внеклас-сной работе по технологии // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 306–308. — [Электронный ресурс] - Электрон, текстовый, граф. - Сайт moluch.ru - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/208/51101/ 6. Занфирова Л. В., Судник Ю. А. - Генезис и содержание понятия «Техническое мышление» [Электронный ресурс] – Электрон. текстовый – Сайт: cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/genezis- i-soderzhanie-ponyatiya-tehnicheskoe-myshlenie 7. Каверина А. А. Проблемы подготовки учителей к проведению фа-культативных занятий в средней школе / гл. ред. Д. А. Эпштейн, А. А. Кавери-на. — М.: НИИ-СиМО, 1980. — 147 с. 8. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Калмыкова З. И.-[Текст]. М.: Педагогика, 1981–200 с. 9. Концепции технологического образования в системе общего обра-зования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://edu.crowdexpert.ru/technologykonception (дата обращения 02.12.2023). 10. Кудрявцев Т. В.- Психология технического мышления [Электрон-ный ресурс] – Электрон. текстовый – Книга для специалистов в области пси-хологии, а также инженеров и техников, преподавателей технических вузов. – М., Педагогика, 1975 - 304с. 11. Кузнецова А. Я. Рефлексивность методологии совре-менного образования / А. Я. Кузнецова // Педагогический вестник Казахстана. – 2005. – № 2. – С. 13–21. 12. Матяш Н.В., Мезенцева И. А., Матюхина П. В. Развитие техниче-ских способностей учащихся в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс]- Электрон, текстовый, граф. - Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогиче-ских работников организаций дополнительного образования детей. - Брянск: БИПКРО, 2014. 148 с 13. Махотин Д. А. Содержание технологического образования в рос-сийской школе: традиция и новации / Д. А. Махотин // East European Scientific Journal. — 2016. — № 5. — С. 43–51. 14. Методика разработки наглядных пособий по технологии [Элек-тронный ресурс] - Электрон, текстовый, граф.- Сайт: infourok.ru - Режим до-ступа: https://infourok.ru/metodika-razrabotki-naglyadnih-posobiy-po-tehnologii- 923771.html 15. Мухина М. В. - Особенности технического мышления [Электрон-ный ресурс] – Электрон, текст – Сайт: superinf.ru Электронные материалы для учеников - Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3404 16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю..Толковый словарь русского языка [Текст] – М., Азбуковник, 1999. – 944с. ISBN 5-89285-003-Х 17. Панов В. Г. Факультативные занятия / В. Г. Панов. // Российская педагогическая энциклопедия. 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/1041/word/fakultativnye-zanjatija (дата обращения: 02.12.2023). 18. Подолян М.Б. - Методы развития технического мышления у обу-чающихся. Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii/library/2012/04/08/metody-razvitiya-tekhnicheskogo 19. Структура наглядных пособий [Электронный ресурс] - Электрон, текстовый, граф. - Сайт: advokatee.ru - Режим доступа: http://advokatee.ru/struktura-nagljadnogo-posobija/ 20. Тестовая технология [Электронный ресурс] – Электрон., тексто-вые. Сайт: Студенческая библиотека онлайн studbooks.net - Режим доступа: https://studbooks.net/1855464/pedagogika/testovaya_tehnologiya 21. Хамитов И. С. Формирование технологической культуры школь-ников / И. С. Хамитов, Г. С. Гумерова. — М.: МПГУ, 2010. — 56 с. 22. Хотунцев Ю. Л. Проблемы формирования технологической куль-туры учащихся / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 10–15. 23. Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников / Ю. Л. Хотунцев. — М.: Эслан, 2007. — 190 с. 24. Шубас М. Л. Инженерное мышление и научно-технический про-гресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение / [Текст] Шубас. М. Л. - Вильнюс: Минтис, 1982–173 с. 25. Эпштейн Д. А. Изучение факультативного курса: учеб. пособие / Д. А. Эпштейн, Ю. Д. Хацинская, А. А. Каверина. — М.: Просвещение, 1976. — 106 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Аспекты проектирования информационной системы учета и ведения пациентов медицинского учреждения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Реабилитационные мероприятия у пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Сестринское дело
курсовая работа
Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания)
Количество страниц:
22
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image