ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 6 1.1. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» 6 1.2. Специфика концепции «Москва – Третий Рим» 12 Глава II. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» НА РУССКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 17 2.1. Категория власти в рамках концепции «Москва – Третий Рим» 17 2.2. Влияние концепции Третьего Рима на русскую идеологию 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Идея «Москва – Третий Рим» и ее влияние на русскую государственность

курсовая работа
Философия
31 страниц
64% уникальность
2023 год
6 просмотров
Гусева О.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 6 1.1. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» 6 1.2. Специфика концепции «Москва – Третий Рим» 12 Глава II. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» НА РУССКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 17 2.1. Категория власти в рамках концепции «Москва – Третий Рим» 17 2.2. Влияние концепции Третьего Рима на русскую идеологию 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Читать дальше
Анализ влияния идеи «Москва - Третий Рим» на геополитику России является актуальной темой исследования. В историческом контексте эта идея играла значительную роль в формировании самосознания российского народа и его отношения к мировой истории и культуре. В настоящее время, в условиях изменения глобальной политической ситуации, можно отметить, что идея «Москва - Третий Рим» может оказывать влияние на способность России защищать свои интересы в мировой арене. Поэтому, особенно в наше время, исследование этой темы является важным и может помочь в понимании места и роли России в современном мире. Итак, тема русской национальной идеологии и миссии религиозного характера снова поднимается. Степень разработанности темы.


Ваша кандидатская диссертация на заказ в Омске будет исполнена качественно на Work5.


В течение последних десятков лет наука, изучая историю России, уделяет довольно много внимания развитию общественного сознания. Общественно-политическая идея оказывается в числе главных векторов в вопросе изучения истории Руси средних веков. В то же время историографические труды, посвященные проблеме общественной мысли, встречаются слишком редко, единично. Таким образом, данная тема является недостаточно изученной. При написании курсовой работы использовались работы Владимирова М. А., Смышляева Д. П. и других. Так, Владимиров М. А. в своем исследовании рассматривает историю возникновения и развития историософской концепции «Москва – третий Рим», кратко описывает историю первого и второго Рима и отмечает, что с падением Константинополя преобразилась геополитическая карта мира. Автор останавливается на анализе причин появления этой концепции, ее эсхатологическом и политическом значении. Смышляев Д. П. в своем исследовании рассматривает историю возникновения и разнообразные интерпретации теории «Москва – Третий Рим». Автор касается вопроса специфичности характера наследования Российским государством политических, духовных и религиозных факторов Византийской империи. Кроме того, он анализирует различные интерпретации этой идеи в разные периоды истории России и ее влияние на политику страны. Делается вывод о том, что несмотря на большое количество разнообразных интерпретаций, Россия до сих пор ощущает свое уникальное место в мировой истории и находится в процессе осознания своей самобытности и самостоятельности. Обзор нормативно-источниковой базы исследования. Базу источников данной курсовой работы составляет весьма широкий круг документов: это документы, где демонстрируется переход идеи «Москва – Третий Рим» из церковной области в геополитическую, а также литература, относящаяся к XX – XXI вв., играющая довольно важную роль в раскрытии темы курсовой работы. Цель курсовой работы – проанализировать процессы появления и дальнейшего развития идеи «Москва – Третий Рим», определить ее место в общественно-политической мысли Российского государства. Задачами курсовой работы являются:  рассмотреть возникновение концепции «Москва – Третий Рим»;  изучить специфику концепции «Москва – Третий Рим»;  рассмотреть категорию власти в рамках концепции «Москва – Третий Рим»;  рассмотреть влияние концепции «Москва – Третий Рим» на русскую идеологию XVI-XVII вв. Объектом исследования являются исторические условия возникновения и дальнейшего развития теории «Москва – Третий Рим». Предметом исследования являются положения теории «Москва – Третий Рим» и направления ее влияния на формирование русской государственности. Методологическая база работы на основе принципов историзма, таких как объективность, научность и обоснованность, обеспечивает полноту и точность рассматриваемых фактов и явлений. Конкретно-исторический подход позволяет обратить внимание на устойчивые этапы и периоды в эволюционном развитии событий, что является необходимым для правильного понимания происходившего. Принцип объективности дает возможность исключить недостоверные и не подтвержденные факты на основе сравнения и сопоставления. Такой подход позволяет получить полную историческую картину и сделать обоснованные выводы на основе анализа фактов и аргументов. Хронологические рамки исследования охватывают период XVI – XVII вв. Теоретические выводы и рекомендации: 1. Мысль «Москва – Третий Рим» стала отражением христианского миропонимания и духовно-культурных ценностей, свойственных русскому народу, принимаемых иными народами России и оказывающих влияние на всю, в целом, историю страны и общества до нашего времени. 2. Мысль «Москва – Третий Рим» послужила исходной точкой для первой геополитической концепции, а также теории Российского государства, которых придерживалась Московская Русь, Российская империя и Советский Союз. 3. На интернациональном поле воздействие концепции «Москва – Третий Рим» было выражено тем, что Россия позиционировала себя в роли геополитического средоточия, концентрировавшего в своем окружении православно-славянский мир и некоторые иные народы незападного мира. Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.

Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. Исследование дает понимание о том, как идеология «Москва -Третий Рим» сформировала направление мыслей в России и повлияла на государственное устройство России. В ходе исследования было выявлено, что идея "Москва-Третий Рим" заключалась в представлении о России как продолжателе православного наследия Римской и Византийской империй. Эта идея варьировалась в разное время и по-разному влияла на социально-политическую жизнь России. По результатам изучения источников и литературы по этой теме, можно сделать следующие выводы: - Идея «Москва -Третий Рим» имела огромное влияние на формирование национальной идентичности России. На протяжении ряда веков она использовалась в религиозных и культурных сферах как элемент создания общего идентификационного поля для всех слоев населения России. - Эта идея оказала влияние на государственную политику России в разные периоды. В определенных моментах истории России правители использовали эту идею для подчеркивания своего могущества и позиционирования себя как целительных сил и стабильных властителей. - Однако, идея «Москва -Третий Рим» не была сводима только к политическим манипуляциям правителей. Эта идея продолжала жить в сердцах обычных людей и по сей день остается значимой для верующих людей, для религиозной культуры и уклада жизни России. До конца XIX столетия русская историография мало интересовалась идеологией Московского царства. Основное внимание уделялось изучению политического развития средневековой Руси, общественно-политическая мысль, в частности, теория «Москва — третий Рим», оставалась практически вне поля зрения ученых. Теория «Москва — третий Рим» возникла в 15 веке в Москве как реакция на падение Константинополя. Изначально эта идея носила ярко выраженный эсхатологический, апокалиптический характер, а со временем приобрела сильный политический оттенок. Богословско-политическая суть этой концепции состоит в том, что Москва является наследницей Римской империи. Старейшиной Филофеем, настоятелем Псковского Елеазарова монастыря, считается традиционно автором концепции "Москва - третий Рим". Он изложил свои идеи в форме двух писем, которые широко известны. К тому времени, когда появилась новая государственная идеология, патриотическое сознание народных масс было уже очень высоким благодаря учению Церкви. Эта идеология стремилась не только к воссоединению исконно русских земель, но и к переживанию богоизбранных времен, после сброса ига и падения Константинополя. Концепция "Москва - третий Рим" имеет большое значение как краеугольный камень мессианской концепции периода формирования централизованного Российского государства. Прозрения Филофея соответствовали политической конъюнктуре того времени, когда локальная политика была корыстной. Великий князь Московский был единственной политической силой, сопоставимой с властью. Теория "Москва - третий Рим" была столь точной в отражении эпохи и тактично угадывала настроения современников, что вскоре оказалась ассимилирована государственными сферами и вошла в государственные акты, оказав огромное влияние на развитие русского самодержавия. Несмотря на то, что идея исторического призвания Московского государства и концепция самодержавия московских князей и царей существенно различались, между ними существовал определенный и заметный параллелизм.
Читать дальше
1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство // Н. Н. Алексеев.  М., «Аграф», 1998. —343 с. 2. Бакулов В. Д. Доктрина Филофея Псковского «Москва – третий Рим» как видообразование положительной утопии // Научная мысль Кавказа. 2002. №15. 3. Беляков Г. С. Концепция «Москва – Третий Рим» в генезисе русской мысли / Г. С. Беляков // Русская политология. – 2020. – №4 (17). – С. 11-17. 4. Владимиров М. А. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» и ее значение в российской историофилософии / М. А. Владимиров // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России. Сборник научных трудов. Отв. редактор О. В. Розина. – Москва, 2021. – С. 57-69. 5. Данилевич М. Истоки идеи «Москва – Третий Рим». Идея Рима в истории восточнославянского мира / М. Данилевич // Греция и славянский мир: национальное своеобразие и взаимовлияние культур». 2009. – С. 219-233. 6. Еремеев А. Е. Историко-социологическая проблематика геополитического выбора Москвы в концепции монаха Филофея «Москва – третий Рим» / А. Е. Еремеев // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 11. – С. 262-265. 7. Кириллов И. А. Третий Рим / И. А. Кириллов. – М.: Изд-во Типо-Литогр. И.М. Машистова, 1914. – 100 с. 8. Кореневский А. В. Сколько раз «изобретали» теорию «Москва – Третий Рим» / А. В. Кореневский // Исторический курьер. – 2022. – №4 (24). – С. 1-20. 9. Кореневский А. В. По следам Филофея. Опыт реконструкции биографии древнерусского книжника // А. В. Кореневский.  М.: Владос, 1998. 320 с. 10. Курылев К. П. Влияние концепции «Москва – третий Рим» на внешнюю политику России / К. П. Курылев, А. А. Чигринская, К. Д. Дорошенко // Казачество. – 2020. – № 44 (2). – С. 89-94. 11. Лихачев Д. С. Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного // Д. С. Лихачёв // Избранные работы в 3 томах. Л.: Художественная литература, 1980. Т. 2. 564 с. 12. Николаева Н. В. «Москва – Третий Рим» – артикуляция русской идеи / Н. В. Николаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 7(27). – С. 78-82. 13. Ранчин А. М. К истолкованию теории «Москва – третий Рим» в русской культуре нового времени / А. М. Ранчин // Россия XXI. – 2012. – № 6. – С. 26-57. 14. Реснянский С. И. «Москва – третий Рим» как архетип русского православного самосознания / С. И. Реснянский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2019. – № 3. – С. 41-49. 15. Розина О. В. Мифы о конце света в контексте российской истории / О. В. Розина // Миф в истории, политике, культуре. Сборник материалов IV Международной научной междисциплинарной конференции. Ред. А. В. Ставицкий. – Севастополь: Издательство Филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Севастополе, 2020. – С. 528-532. 16. Синицына Н. В. Третий Рим.: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVI вв.) // Н. В. Синицина.  М.: Индрик, 1998. 416 с. 17. Сказание о составлении осмаго собора латыньскаго и о извержении Сидора прелестнаго и о поставлении в рустеи земли митрополитов / Хождение во Флоренцию // Памятники литературы Древней Руси: XIV–середина XV века. – М., 1981. – С. 468-493. 18. Смышляев Д. П. К вопросу о специфике концепции «Москва – третий Рим» / Д. П. Смышляев // Закон и общество. Материалы XXVI Межвузовской международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 70-летию Красноярского ГАУ. – Красноярск, 2022. – С. 358-361.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ ассортимента кофе и кофейных напитков
Количество страниц:
60
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Товароведение
курсовая работа
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
Соверщенствование найма персонала в организации
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image