Данное исследование является актуальным для ведения эффективной правоохранительной деятельности. Результаты этого исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы для совершенствования процесса расследования преступлений, обеспечения справедливости и защиты прав человека.
В ходе работы были рассмотрены основные аспекты производства следственных действий в соответствии со статьей 164 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Во-первых, в соответствии с первой поставленной задачей исследования, были изучены понятие, сущность и значение общих правил производства следственных действий.
Так, в ходе исследования было выяснено, что в УПК отсутствует легальное понятие общих правил производства следственных действий. В юридической литературе в свою очередь не сформирована единая позиция по данному поводу. На наш взгляд, наиболее проработанным является определение, предложенное М.В. Давыдовской, которая под ними понимает особые требования и правила, содержащиеся в УПК, которые используются для проведения следственных действий для обеспечения эффективности поисково-познавательных методов и зафиксированных результатов.
Сущность общих правил производства следственных действий заключается в обеспечении прав и свобод граждан, а также в сборе и проверке доказательств в уголовном процессе. Они направлены на обеспечение четкой и единообразной процедуры, которая обеспечивает надлежащее осуществление следственных действий.
Значение общих правил производства следственных действий состоит в том, что их соблюдение гарантирует уважение прав и свобод граждан, сохранения доверия к правоохранительным органам и предотвращения возможных нарушений прав человека в процессе расследования преступлений.
Второй поставленной задачей настоящего исследования являлся анализ судебного порядка получения разрешения на производство следственных действий. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что порядок производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, сопряженный с необходимостью получения судебного решения, состоит из нескольких этапов. Так, вначале субъект расследования принимает решение о производстве следственного действия, далее он получает согласие руководителя следственного органа (прокурора). Затем уполномоченное лицо ходатайствует о проведении следственного действия, после чего судья рассматривает поступившее ходатайство и материалы с точки зрения законности. После этого выносится судебное решение, в котором судья указывает принятое решение о разрешении или, напротив, отказе в удовлетворении ходатайства. И, наконец, наступает стадии производства следственного действия.
Третьей поставленной задачей в настоящем исследовании было изучение лиц и органов, осуществляющих производство следственных действий. В производстве следственных действий участвуют различные лица и органы правоохранительных органов, которые имеют свои определенные функции и компетенции. Среди них следователи, оперативно-розыскные работники, эксперты, а также сотрудники специальных силовых подразделений, которые обеспечивают безопасность при проведении следственных действий. Однако, при этом необходимо учитывать, что у каждого из перечисленных участников есть свои права и обязанности, которые должны быть строго соблюдены в соответствии с действующим законодательством. В целом, правильно организованное и компетентное производство следственных действий – это ключевой фактор в расследовании преступлений и обеспечении правопорядка в обществе.
Четвертой целью исследования было рассмотрение участия в следственных действиях специалиста, переводчика, понятых и иных участников уголовного процесса. Участие специалистов, переводчиков, понятых и других участников уголовного процесса в следственных действиях является неотъемлемой составляющей процесса расследования преступлений. Роль этих профессионалов в производстве следственных действий носит важный характер и направлена на обеспечение справедливости и эффективности уголовного процесса. В ряде случаев следственные действия требуют специализированных знаний и навыков. Например, криминалисты и эксперты по следам, баллисты, графологи и другие специалисты могут быть приглашены для проведения экспертиз, анализа материалов и предоставления судебных заключений. Участие этих специалистов обеспечивает научную и объективную оценку собранных доказательств и помогает в установлении фактов преступления. В случаях, когда участники уголовного процесса не владеют языком, на котором ведется следствие, переводчики играют важную роль. Они обеспечивают лингвистическую поддержку, переводя допросы, показания и другие информационные материалы на понятный участникам язык. Переводчики должны обладать высокими профессиональными навыками, этичностью и нейтральностью, чтобы обеспечить точность и достоверность перевода.
Пятой задачей, поставленной в настоящем исследовании, являлся анализ процессуального оформления хода и результатов следственных действий. Правильное и полное документирование хода и результатов следственных действий является необходимым условием для обеспечения надежности и достоверности полученных доказательств. Записи, протоколы, фотографии, видеозаписи и другие документы играют решающую роль в дальнейшем рассмотрении дела в суде и обеспечении прозрачности и объективности уголовного процесса. Процессуальные нормы и требования, предусмотренные законодательством, должны строго соблюдаться при оформлении следственных действий. Важно, чтобы все формальности были выполнены в соответствии с установленными процедурами, чтобы избежать возможных претензий и оспаривания доказательств со стороны защиты и обеспечить законность процесса. Правильное оформление следственных действий способствует прозрачности и проверяемости процесса. Документы, полученные в ходе следственных действий, позволяют сторонам, суду и обществу иметь доступ к информации о ходе и результатах расследования. Это способствует доверию к системе правосудия и обеспечивает возможность контроля за законностью проведения следствия.
Шестой задачей исследования было изучение проблем, возникающих при производстве следственных действий. В ходе работы было выявлено множество проблем, возникающих на практике. Для части из них были предложены пути совершенствования действующего законодательства.
Первой проблемой является недостаточная компетентность следственных органов, что может привести к ошибкам в процессе сбора и анализа доказательств. Например, возникает ситуация, когда первоначальный осмотр места происшествия проводится без участия необходимых специалистов, участие которых предусмотрено законодательством, что приводит, например, к неверному использованию криминалистических средств.
Во-вторых, некоторые следователи злоупотребляют законодательством и используют термин «непосредственно после окончания следственного действия» расширительно, что приводит к длительному оформлению требуемых законодательством процессуальных документов. Для решения данной проблемы в работе предлагается уточнить первую часть ст. 166 УПК РФ и указать, что протокол должен быть составлен в течение трех дней после окончания следственных действий, чтобы избежать задержек и потери важной информации.
В-третьих, в работе рассмотрены ошибки при изъятии предметов с места происшествия. Для решения проблемы предлагается предоставление в конце протокола списка изъятых предметов, включая место их обнаружения и упаковки.
В-четвертых, было выяснено, что на практике следователи оформляют протокол об ознакомлении с постановлением задним числом, параллельно с вынесением заключения эксперта, что может привести к отказу суда в признании заключения эксперта в качестве допустимого доказательства. Кроме того, в практике экспертных и следственных действий также бывают случаи, когда следы и другие вещественные доказательства не направляются на судебную экспертизу или отправляются слишком поздно, после чего они считаются испорченными и не пригодными для дальнейшего исследования.
Предлагается внести изменения в ст. 177 УПК РФ «Порядок производства осмотра», чтобы обязательно предоставлять процессуальный документ осмотра места происшествия потерпевшим, их представителям, подозреваемым, обвиняемым и их адвокатам после того, как они подали ходатайство.
И, наконец, последней задачей было изучение перспектив развития системы следственных действий в России.
И, наконец, седьмой задачей было определение перспектив развития систем следственных действий в России. В научных кругах в настоящее время обсуждаются различные направления развития данной системы. Основные из них следующие. Во-первых, это включение в полномочия следователя непроцессуальных оперативно-розыскных функций значительно усилит поиск необходимой информации. Во-вторых, это пополнение системы следственных действий новыми элементами, основанными на технических достижениях. Это может быть достигнуто путем расширения границ следственных действий, закрепленных в УПК РФ, или создания новых методов и приемов познания информации. Например, с помощь введения возможности удаленного участия в производстве следственных действий отдельных лиц с помощью видеоконференции или аналогичной системы.