ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5 1.1. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме школьной тревожности детей младшего школьного возраста 5 1.2. Основные причины школьной тревожности у детей первого класса 9 1.3. Методы нивелирования школьной тревожности у детей первого класса 15 Выводы по главе 1 19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НИВЕЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ 21 2.1. Методики исследования 21 2.2. Анализ разработок по проблеме нивелирования школьной тревожности 27 2.3. Особенности организации и проведение занятий по преодолению школьной тревожности у первоклассников 32 Выводы по главе 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Нивелирование школьной тревожности у первоклассников

курсовая работа
Психология
35 страниц
61% уникальность
2023 год
8 просмотров
Чупрова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5 1.1. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме школьной тревожности детей младшего школьного возраста 5 1.2. Основные причины школьной тревожности у детей первого класса 9 1.3. Методы нивелирования школьной тревожности у детей первого класса 15 Выводы по главе 1 19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НИВЕЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ 21 2.1. Методики исследования 21 2.2. Анализ разработок по проблеме нивелирования школьной тревожности 27 2.3. Особенности организации и проведение занятий по преодолению школьной тревожности у первоклассников 32 Выводы по главе 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Читать дальше
Актуальность. В младшем школьном возрасте возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, что определяет такую характерную для данного возраста особенность, как повышенная эмоциональная возбудимость. При поступлении в школу от первоклассника требуют большой концентрации внимания, соблюдения школьных правил поведения, а это означает, что становится меньше возможности двигаться, играть.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по мировой экономике. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


Теперь младший школьник должен сидеть на уроках за партой, отвечать на вопросы учителя, выполнять задания, даже если этого делать не хочется. Не всегда учащиеся 7 лет могут справиться с давлением со стороны школы, что сказывается не только на поведении ребенка, но и на его эмоциональной сфере: появляется тревожность, нервозность, утомляемость, агрессивность и раздражительность. Учитель начальных классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должен осуществлять укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [29]. Это говорит о том, что в результате образовательного процесса здоровье учащихся, как физическое, так и психологическое должно быть сохранено. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности попадают в определенную группу риска, склонным к неврозам. Кроме того, учитель начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО должен создавать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечивать условия для индивидуального развития всех обучающихся, что становится невозможным при наличии у обучающихся высокого уровня тревожности [29]. В связи с этим актуальным становится вопрос нивелирования тревожности в младшем школьном возрасте. Цель: теоретически обосновать и экспериментально реализовать психолого – педагогическую коррекцию школьной тревожности у детей первоклассников. Объект исследования: школьная тревожность первоклассников Предмет исследования: психолого-педагогический процесс нивелирования школьной тревожности у учащихся первых классов Гипотеза: предполагается, что уровень школьной тревожности первоклассников снизится в результате реализации психолого-педагогической программы. Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи: 1) Проанализировать исследования тревожности в современной литературе; 2) Выявить проявления тревожности в младшем школьном возрасте; 3) Описать формы и методы психологической коррекции тревожности; 4) Разработать программу коррекции тревожности; 5) Проанализировать эффективность программы. Методы и методики исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого – педагогической литературы, метод целеполагания, моделирование; 2. Эмперические: формирующий и констатирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам: - Методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), - Методика «Незаконченные предложения», - Наблюдение за детьми младшего школьного возраста. База исследования: В исследовании приняли участие 1 «В» класс, 14 человек: 7 мальчиков и 7 девочек. Школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Лысково Нижегородской области. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений

Читать дальше
Одним из актуальных вопросов в современной психологии является изучение условий формирования личности ребенка, в том числе влияния реальных, объективно складывающихся условий педагогического процесса. Хорошо известно: то, что заложено в детстве, определяет всю будущую жизнь человека и с этой позиции детство – очень важный жизненный этап. Пора детства несет свои проблемы, свои трудности, свои нравственные коллизии, но все же – это самое лучшее время в жизни каждого человека. Воспитывая, обучая ребенка, родители, педагоги должны сделать его детство радостным, насыщенным посильным трудом и творчеством. Очень важно научить ребенка жить в обществе, правильно строить межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. И ребенок должен научиться совершать поступки, правильно реагировать на радости и горе, строить взаимоотношения с людьми. От того, какими у ребенка сложатся отношения с родителями, какие ценности они в него заложат, как будут воспитывать, такой будет и жизнь ребенка. Данная работа была посвящена изучению тревожности у младших школьников. Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия, но и на теорию вопроса выявления и профилактики тревожности у младших школьников. Было выявлено, что тревожность порождается межличностными отношениями как стремление реализовать потребность в избегании или устранении напряжения, по сути, равна потребности в межличностной надежности безопасности. По результатам исследований A.M. Прихожан можно сделать вывод, о том, что тревожность в детском возрасте - это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением. Возникновение тревожности происходит из-за завышенных требований педагогов, родителей; постоянных упреков, которые вызывают чувство вины; сдержанности родителей в выражении чувств при наличии многочисленных страхов, опасностей, тревог; из-за излишней строгости родителей. Данное исследование проводилось на базе МБОУ средней школы №2 г. Лысково В исследовании приняли участие 4 «В» класс, 14 учеников младших классов 7 мальчиков и 7 девочек. В процессе исследования были применены следующие методики: - Методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), - Методика «Незаконченные предложения». - Наблюдение за детьми младшего школьного возраста Был разработан игротренинг коррекции тревожности младших школьников, которую применили после проведения диагностических работ. В ходе которых было выявлено, что есть дети не только с высокой, но и повышенной тревожностью. По результатам повторного исследования, проведенного с использованием этих же методик, процент младших школьников экспериментальной группы с очень высоким уровнем тревожности значительно снизился. Таким образом, результаты сравнения данных свидетельствуют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: процесс коррекции тревожности младших школьников будет эффективным, если: – включить младших школьников в комплекс занятий, направленный на улучшение взаимоотношений в группе сверстников; – использовать наиболее эффективные методы и формы такие, как куклотерапия, сказкотерапия, проективное рисование, музыкотерапия, психогимнастика, активная нервно-мышечная релаксация.
Читать дальше
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Эксмо, 2017. – 576 с. 2. Венгер, А.Л. Психологические рисунчатые тесты / А.Л. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2019. – 159 с. 3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. / ПС. Дошкольное образование. – 2005. – № 5. – С. 7 – 18. 4. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов / Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева. – М.: Академия, 2011. – 248 с. 5. Захаров, А.И. Отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М., 2013. – 312 с. 6. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2012. – 220 с. 7. Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности [Электронный ресурс] / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер // Книги по психологии. Классика психологии, 2018. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000091120-izuchenie-otsenochnoj-trevozhnosti-vnkarandashev-ms-lebedeva-ch-spilberger. – (Дата обращения: 04.05.2022). 8. Клюев, А.С. Музыкотерапия: обзор современных методик. Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы / А.С. Клюев. – Издательство: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», (Санкт-Петербург), 2018. – 146 с. 9. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 80 с. 10. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии: Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2016. – 336 с. 11. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – П.: Питер. – 2009. – 246 с. 12. Литвак, М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. – 25- е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 217 с. 13. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2012 – 136 с. 14. Мэй, Р. Проблема тревоги / Р. Мэй.– М.: 2011. – 246 с. 15. Наумова, Т.Н. Лечение души через искусство / Т.Н. Наумова. // Народная школа. – 2003. – С. 14 – 19. 16. Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2009. – 348 с. 17. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 212 с. 18. Петровский А.В. Психология / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 2005. – 300 с. 19. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110. 20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Москва-Воронеж, 2010. – 212 с. 21. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия / А.Н. Романин. – М.: Кнорус, 2011. – 497-503 с. 22. Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание: учебно-методическое пособие / Сост.: Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов. – Казань: Матбугат йорты, 2014. – 212 с 23. Соловьева, С.Л. Психотерапия. Тревога по Фрейду [Электронный ресурс]. С.Л. Соловьева. – Электрон. текстовые данные. – М.: «PSYERA», 2018. – 123 c. – Режим доступа: https://psyera.ru/3242/trevoga-po-freydu. – (Дата обращения: 04.05.2022). 24. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 672 с. 25. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика [Электронный ресурс]. – С.Ю. Тарасова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Генезис, 2016. – 143 c. – Режим доступа: https://www.litres.ru/sofya-urevna-tarasova/shkolnaya-trevozhnost-prichinysledstviya-i-profilaktika/chitat-onlayn/. – (Дата обращения: 04.05.2022) 26. Хорни К. Тревожность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1799.html. – (Дата обращения: 04.05.2022). 27. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990. – 164 с. 28. Что такое тревожность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologytoday.ru/stories/trevozhnost/. – (Дата обращения: 05.05.2022). 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2016. - 45с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ ассортимента Керамической посуды в розничном предприятии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Значение маркетинга в современном бизнесе
Количество страниц:
27
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Организация производства и обслуживания в ресторане True cost на 130 посадочных мест
Количество страниц:
45
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image