ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛОССАРИЙ 5 1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8 1.1 Цели, задачи и методические принципы начального литературного образования 8 1.2 Основные элементы литературного образования на первом этапе..….. 12 Выводы по первому параграфу 17 2. СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ЗНАНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТОМ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19 2.1 Литературоведческие понятия в читательской деятельности младших школьников 19 2.2 Анализ литературных произведений на уроках литературного чтения 22 2.3 Навык чтения как элемент содержания литературного образования 25 2.4 Теоретико-литературные зна-ния…………………………………………28 Выводы по второму параграфу 30 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОЕРЕТИКО_ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ В СТУКТУРЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «ШКОЛА РОССИИ» И «ПЕРСПЕКТИВА» 32 Выводы по третьему параграфу 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Теоретико-литературные знания как элемент содержания литератур-ного образования младших школьников

курсовая работа
Литература
35 страниц
82% уникальность
2023 год
4 просмотров
Нестерук О.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛОССАРИЙ 5 1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8 1.1 Цели, задачи и методические принципы начального литературного образования 8 1.2 Основные элементы литературного образования на первом этапе..….. 12 Выводы по первому параграфу 17 2. СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ЗНАНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТОМ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19 2.1 Литературоведческие понятия в читательской деятельности младших школьников 19 2.2 Анализ литературных произведений на уроках литературного чтения 22 2.3 Навык чтения как элемент содержания литературного образования 25 2.4 Теоретико-литературные зна-ния…………………………………………28 Выводы по второму параграфу 30 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОЕРЕТИКО_ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ В СТУКТУРЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «ШКОЛА РОССИИ» И «ПЕРСПЕКТИВА» 32 Выводы по третьему параграфу 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Читать дальше
Формирование нравственного сознания начинающего читателя про-исходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осо-знание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях. Данный процесс реализуется через умения воспринимать художественную литературу как вид искусства, высказывать суждение, определять автор-скую позицию и формулировать отношение к герою и его поступкам, от-мечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения ли-тературного произведения. Описываемый подход к освоению литературы в младшей школе немыслим без накопления определенного багажа теоре-тико-литературных знаний.


На сервисе Work5 написание курсовых на заказ в Красноярске - это просто.


В связи с этим, на современном этапе развития образования существует проблема введения теоретико-литературных зна-ний в образовательный процесс младшей школы в качестве одного из эле-ментов литературного образования. Многие исследователи-методисты в области детской литературы схо-дятся во мнении, что природа освоения литературоведческих понятий на начальном этапе образования необычайно сложна, поскольку требует формирования сложных абстрактных понятий. Поставленная проблема находит различные решения в содержании разных учебно-методических комплексов по литературному чтению для начальной школы. Многообра-зие и противоречивость подходов к её решению в современной методике начального обучения придает исследованию особенностей преподавания теоретико-литературных знаний как элемента содержания литературного образования младших школьников чрезвычайную актуальность. Объектом изучения данной курсовой работы выступает содержание литературного образования младших школьников. Предметом исследования является специфика овладения теоретико-литературными знаниями на начальном этапе обучения. Цель данной курсовой работы состоит в выявлении особенностей методики преподавания литературоведческих знаний учащимся начальной школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть особенности содержания литературного образования младших школьников. 2. Осветить специфику овладения теоретико-литературными знания-ми на начальном этапе обучения. 3. Провести сравнительный анализ объема и уровня усвоения млад-шими школьниками теоретико-литературных знаний в рамках УМК по литературному чтению «Перспектива» и «Школа Рос-сии». Методы исследования, использованные в данной курсовой работе, включают анализ данных теоретической литературы по теме исследования и их обобщение, а также сравнительный анализ программ действующих УМК для обучения в начальной школе.  

Читать дальше
В рамках исследования, проведенного в данной курсовой работе, были выявлены особенности методики преподавания литературоведческих знаний учащимся начальной школы. Для достижения этой цели был решен ряд исследовательских задач. Первая задача исследования была связана с изучением особенностей содержания литературного образования младших школьников. Для её решения нами были проанализированы работы Л.Ф. Климановой, О.Р. Меркуловой, М.П. Воюшиной, Т.В. Рыжковой, Г.Р. Шпиталевской. В ходе знакомства со мнением ученых относительно целей, задач и методи-ческих принципов начального литературного образования удалось уста-новить, что в ходе овладения литературным чтением учащихся совершен-но необходимо приобщать к приемам анализа литературного произведе-ния на основе базовых теоретико-литературных знаний. Кроме того, для выявления основных элементов содержания литературного образования мы также изучили классификацию его элементов в трудах М.П. Воюши-ной, Т.В. Рыжковой, Ю.Т. Сотиболдиевой, Е.Н. Глазковой, О. Пещеровой, А.Е. Фатеевой, Е.В. Шеиной. Таким образом, результатом решения по-ставленной задачи стал вывод о том, что основными особенностями со-держания литературного образования младших школьников являются по-степенное расширение их культурного кругозора посредством усложнения аналитической деятельности по изучению художественных произведений; опора на сформированный навык чтения, накопленные теоретико-литературные знания, читательские умения, а также навыки эмоционально-оценочной деятельности, реализуемые путем чтения текстов разнообраз-ной тематики. Вторая исследовательская задача была связана с освещением специ-фики овладения теоретико-литературными знаниями на начальном этапе образования. Для её решения были проанализированы работы А.П. Буга-евой, Е.В. Губанихиной, Л.Ф. Климановой, Э.Э. Курусовой, М.Р. Львова, О.Р. Меркуловой, Т.В. Рыжковой, Т.Г. Фирсовой, Л.А. Виноградовой, М.П. Воюшиной, А.А. Ляховой, А.Е. Фатеевой, Е.В. Шеиной. В результате проведенного анализа теоретических источников нам удалось установить, что овладение многоуровневой структурой литературоведческих знаний в младшей школе должно проходить поэтапно в тесной взаимосвязи с осво-ением приемов анализа художественного текста и формированием навыка осознанного чтения. Третья исследовательская задача данной курсовой работы была по-священа проведению сравнительного анализа особенностей освоения младшими школьниками теоретико-литературных знаний в рамках УМК по литературному чтению «Школа России» и «Перспектива». Для её ре-шения были рассмотрены отдельные аспекты программ указанных УМК, составлена сравнительная таблица, показывающая объем и уровень лите-ратуроведческих знаний, запланированных к освоению данными про-граммами. Результатом решения поставленной задачи стал вывод о том, что при тождественном подходе к формированию круга и навыка чтения учащихся в рамках обеих проанализированных программ, объем и уро-вень овладения литературоведческими знаниями при обучении по про-грамме УМК «Перспектива» подразумевают более глубокое освоение ли-тературоведческих понятий, чем это предусмотрено УМК «Школа Рос-сии». Полученные результаты подтвердили мнения М.П. Воюшиной, Т.В. Рыжковой, М.Р. Львова и других методистов о необходимости поэтапного освоения литературоведческих знаний в младшей школе, а также обуслов-ленность объема и уровня освоения теоретико-литературных знаний вари-ативностью школьных программ по литературному чтению. В то же время нашла подтверждение точка зрения ученых об опасности излишней теоре-тизации курса литературного чтения на начальном этапе, которая может воспрепятствовать восприятию учащимися художественного текста. В свя-зи с этим, представляется целесообразным порекомендовать педагогам при составлении поурочных разработок корректировать объем вводимых ли-тературоведческих знаний и методику их освоения применительно к уров-ню знаний, умений и навыков обучаемых.
Читать дальше
1. Бугаева, А.П. Литературно-художественное чтение как фактор ду-ховно-личностного развития учеников младших классов / А.П. Буга-ева, Л.В. Сокорутова. – Текст: непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2018. - № 2 (82). – С. 164-168. 2. Губанихина, Е.В. Литературоведческий анализ в начальной школе / Е.В. Губанихина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 9-12. 3. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Примерные рабочие про-граммы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Кли-манова, М. В. Бойкина. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2021. —104 с. — ISBN 978-5-09-079006-2. – Текст непосредствен-ный. 4. Курусова, Э.Э. Навык чтения как элемент содержания литературно-го образования / Э.Э. Курусова, А.М. Яяева. – Текст непосредствен-ный // Форум молодых ученых. – 2020. - №. 4 (44). – С. 164-168. 5. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. – ISBN 5-7695-3638-1. – Текст непосред-ственный. 6. Меркулова О.Р. Литературоведческие основы анализа художествен-ного произведения в начальной школе / О.Р. Меркулова. – Текст непосредственный // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – №5. – С. 100-104. 7. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 c. – ISBN 978-5-7695-5944-0. – Текст непосредственный. 8. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального лите-ратурного образования / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с. – ISBN 978-5-7695-3971-8. – Текст: непо-средственный. 9. Сотиболдиева, Ю.Т. Особенности круга чтения современного млад-шего школьника / Ю.Т. Сотиболдиева. – Текст непосредственный // Экономика и социум. – 2019. - № 11 (66). – С. 646-647. 10. Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения: мето-дический конструктор / Т.Г. Фирсова. – М: Перо, 2018. – 211 с. – ISBN 978-5-00122-822-6. – Текст непосредственный. 11. Шпиталевская, Г.Р. Эмоционально-оценочная деятельность на уроках чтения как элемент содержания литературного образования / Г.Р. Шпиталевская. – Текст непосредственный // Проблемы совре-менного педагогического образования. – 2022. - № 74 (2). – С. 242- 245. 12. Анализ учебников УМК «Школа России» и «Перспектива» // Инфоурок [сайт]. - 2019. – 26 мая. – URL: https://infourok.ru/analiz-uchebnikov-umk-shkola-rossii-i-perspektiva-3747808.html (дата об-ращения: 12.05.2023). – Текст электронный. 13. Антонова, Л.М. УМК "Перспектива". Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. / Л.М. Антонова. - Текст: электрон-ный // Образовательная сеть [сайт]. - 2018. – 18 окт. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/10/18/umk-perspektiva-rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-1 (дата обращения: 12.05.2023). 14. Виноградова, Л.А. Формирование литературоведческих поня-тий на уроках литературного чтения в начальных классах / Л.А. Ви-ноградова. – Текст: электронный // Открытый урок 1 сентября [сайт]. - 2012. – 4 апр. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/616927 (дата об-ращения: 12.05.2023). 15. Воюшина, М.П. Литературное чтение. 1–4 классы: методиче-ское пособие для учителя: [издание в pdf-формате] / М. П. Воюшина, Н.Н. Чистякова. — М.: Просвещение, 2021. — 223, [1] с. – URL: file:///C:/Users/user/Downloads/1069110354e9e0efd2f88cf7852ba2dc4506a84d.pdf. — Текст: электронный. 16. Глазкова, Е.Н. Методические рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения в начальной школе / Е.Н. Глазкова – Текст: электронный // Мультиурок [сайт]. – 2019. – 12 янв. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniiu-uroko-1.html (дата обращения: 12.05.2023). 17. Ляхова, А.А. Словарная работа на уроках чтения в начальной школе / А.А. Ляхова. – Текст: электронный // Мультиурок [сайт]. – 2020. – 14 мая. – URL: https://multiurok.ru/files/slovarnaia-rabota-na-urokakh-chteniia-v-nachalnykh.html (дата обращения: 12.05.2023). 18. Пещерова, О. Исследовательская работа на тему: «Формирова-ние читательской самостоятельности на уроках литературного чте-ния в начальной школе» / О. Пещерова. – Текст: электронный // Зна-нио [сайт]. – 2020. – 14 мая. – URL: https://znanio.ru/media/issledovatelskaya-rabota-na-temu-formirovanie-chitatelskoj-samostoyatelnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole-2606647 (дата обращения: 12.05.2023). 19. Фатеева, А.Е. Стилистический анализ художественного текста в начальной школе / А.Е. Фатеева. – Текст: электронный // Инфоурок [сайт]. – 2020. – 26 сент. – URL: https://infourok.ru/stilisticheskij-analiz-hudozhestvennogo-teksta-v-nachalnyh-klassah-4456422.html (да-та обращения: 12.05.2023). 20. Шеина, Е.В. Литературоведческие понятия в начальной школе / Е.В. Шеина. – Текст: электронный // Инфоурок [сайт]. – 2022. – 24 июля. – URL: https://infourok.ru/literaturovedcheskie-ponyatiya-v-nachalnoj-shkole-6178677.html (дата обращения: 12.05.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Преувеличение и преуменьшение как стратегии английской вежливости
Количество страниц:
19
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
МЕТОДИКА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МО-ЛОДЕЖИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕ-НИЯ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Коммерческий найм жилого помещения
Количество страниц:
40
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image