Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Психологические особенности переживания экстремальной ситуации социогенного характера во взрослом возрасте................................5
1.1. Теоретические проблемы изучения экстремальной социогенной ситуации в психологии..........................................................................................................5
1.2. Эмоциональные состояния личности в экстремальной ситуации............11
1.3 Особенности восприятия личностью экстремальной ситуации в разных возрастах............................................................................................................21
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных переживаний людей, находящихся в условиях социогенной травмы................................................34
2.1. Методы исследования..................................................................................34
2.2. Результаты исследования.............................................................................38
2.3. Практические рекомендации по реабилитации мужчин и женщин, пострадавших от чрезвычайных ситуаций социогенного характера............46
Заключение........................................................................................................60
Список использованной литературы................................................................62
Читать дальше
Ряд исследований посвящен проблеме личностной детерминации уровня психологической напряженности. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности и, в частности, от устойчивости уровня психофизиологической активации или психического напряжения в условиях сложной деятельности. Многие исследователи отмечают, что специфика реакции на стресс определяется не только характером внешнего раздражителя, но и психологическими особенностями человека. Н. Басовиц и соавт. писал: «...В будущих исследованиях... стресс следует рассматривать не как навязанный организму фактор, а как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, достигающие пороговых значений, при которых его физиологические и психологические интегративные свойства подвергаются стрессу до предела или за его пределами».
Р. Лазарус занимает, по существу, ту же позицию: В силу «индивидуальных различий психологической конституции людей всякая попытка объяснить характер стрессовой реакции исключительно на основе анализа угрожающего раздражителя была бы бесплодной». Он также указывал, что определение неблагоприятности раздражителя, состояния или события требует соотнесения со структурой и функцией объекта (ткани, органа, индивидуума, человека), на который направлен раздражитель. В условиях психологического напряжения степень вредоносности или неблагоприятности раздражителя также зависит от типа психологической структуры личности. Вредоносность раздражителя, провоцирующего психологическую стрессовую реакцию, символически воспринимается как совокупность представлений о событии с неблагоприятным исходом и последствием. Иногда формализуется в мысленную картину будущего события с нежелательным исходом, предвосхищая пагубность раздражителя.
Эмоциональная реакция человека является существенным внутренним состоянием, определяющим его психическую деятельность. Вот почему реакция человека на внешние воздействия играет такую важную роль в организации и развитии возможной реакции на стресс. Если сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся в результате отрицательно оцениваемой ситуации (воздействия), то анализ причинных факторов, создающих стресс, возможен только с учетом личностных установок пострадавшего.
Читать дальше
1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2020. 132 с.
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. 340 с.
3. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. 154 с.
4. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. 432 с.
5. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. 320 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 430 с.
7. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт. 2019. 160 с.
8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. 386 с.
9. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Юрайт. 2019. 280 с.
10. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт. 2019. 182 с.
11. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 200 с.
12. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2020. 544 с.
13. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт. 2019. 174 с.
14. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 152 с.
15. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. – М.: Юрайт. 2020. 442 с.
16. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. – М.: Юрайт. 2019. 262 с.
17. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. – М.: Юрайт. 2019. 244 с.
18. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос. 2016. 640 с.
19. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Юрайт. 2019. 404 с.
20. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. 280 с.
21. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. 328 с.
22. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. 156 с.
Читать дальше