Идея полного отказа человечества от использования природы, в том числе биологического разнообразия и его компонентов, для осуществления своей жизнедеятельности и удовлетворения других потребностей нематериального характера не должна восприниматься как самоцель. В то же время только искоренение в сознании людей исключительно потребительского отношения к природе, формирование у общества понимания необходимости разумного, а не чрезмерного потребления его ресурсов, поощрение уважительного отношения к дикой природе как к равной части общества. биосфера планеты, а также по отношению к самому человеку, а не только как к источнику потребления (ресурсу), является ключом к успешному достижению баланса между интересами человеческой деятельности и целями защиты окружающей среды. В этом случае цели сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений людей не будут вступать в противоречие с целями защиты природы сами по себе.
Возвращаясь к проблемам правовой защиты биологического разнообразия как одной из основных составляющих природы, отметим, что общеизвестно, что для определения его сущности, места и характера необходим комплексный и комплексный подход к изучению объекта или явления, существующего как в природе, так и в общественной жизни роль по отношению к другим предметам и явлениям. Система научного знания постоянно находится в процессе роста и пополнения12, что, безусловно, влияет на содержательную оценку конкретных явлений на определенном историческом этапе развития. В то же время исследуемый объект может быть объектом изучения многих наук, рассматривающих его с разных сторон, его специфической, "срезанной" областью, сферой, проблематикой. Это в полной мере относится к биологическому разнообразию.
Сложность отрасли экологического права, с одной стороны, объясняется наличием в ней как собственных норм, так и норм других отраслей законодательства, которые она привлекает для решения своих задач. С другой стороны, он обусловлен сложностью объекта его правового регулирования-окружающей среды со всем ее разнообразием составляющих и связей между ними.
Экологическое законодательство часто использует терминологию и специальные формулировки, близкие к естественным и техническим наукам, которые не всегда понятны неопытному субъекту. Но именно эти начальные (базовые) знания необходимы для формирования компетентного отраслевого законодательства, не формального, а формализованного и сбалансированного и, следовательно, эффективного. Использование юридических приемов, оторванных от основного понимания предмета, не позволяет должным образом преобразовать общественные отношения в правовые нормы без их искажения или неправильного толкования. Представители юридической науки и практики в процессе развития экологического законодательства должны не только понимать суть объективных процессов взаимодействия общества и природы, но и создавать единую гармоничную модель правовых отношений в конкретной области.
Биологическое разнообразие - это сложный объект, правовая защита которого должна осуществляться на разных уровнях с учетом исключительно междисциплинарного подхода. Следует также обратить внимание на необходимость обеспечения единых подходов к их правовой защите в разных государствах, поскольку географическое расположение природных объектов и природных зон, являющихся средой обитания их различных компонентов, границы экосистем и мест обитания видов часто не совпадают с границами стран на политической карте мира. Вот почему необходимо обеспечить единые требования по защите биоразнообразия, использовать различные средства, в первую очередь правового характера, которые доказали свою эффективность на практике.
В настоящее время среди уже сформировавшихся подходов к защите биоразнообразия и его компонентов, эффективность которых доказана практическим опытом их реализации отдельными странами и межгосударственными объединениями, следует выделить: экосистемный подход (сохранение разнообразия экосистем, местообитаний и бином, поддержание продуктивности экосистем). экосистем); реализация комплексной защиты всего биологического разнообразия, а не только его отдельных особо ценных компонентов или некоторых богатых, с точки зрения видового разнообразия, экосистем; предпочтение в сообществе живых организмов( биоценоз), их среде обитания (биотоп), системе коммуникаций, которая обменивается материя и энергия между ними.
Биологическое разнообразие на уровне видов охватывает все виды на Земле, от бактерий и простейших до царства многоклеточных растений, животных и грибов. В меньшем масштабе биологическое разнообразие включает генетическое разнообразие видов, образованных как географически удаленными популяциями, так и особями в пределах одной популяции. Биологическое разнообразие также включает разнообразие биологических сообществ, видов, экосистем, образованных сообществами, и взаимодействий между этими уровнями.
Генетическое разнообразие (наследственная изменчивость внутри каждого вида), видовое разнообразие (совокупность видов в данной экосистеме)и разнообразие сообществ / экосистем (среды обитания и экосистемы на данной территории)
Все уровни биологического разнообразия необходимы для постоянного выживания видов и природных сообществ, и все они важны для человека. Видовое разнообразие демонстрирует богатство эволюционной и экологической адаптации видов к различным условиям окружающей среды.
Видовое разнообразие служит источником разнообразных природных ресурсов для человека. Например, тропические леса с их богатым разнообразием видов производят замечательное разнообразие растительных и животных продуктов, которые могут использоваться в пищевой, строительной и медицинской промышленности.
Генетическое разнообразие необходимо любому виду для поддержания репродуктивной жизнеспособности, устойчивости к болезням и способности адаптироваться к изменяющимся условиям. Генетическое разнообразие домашних животных и культурных растений особенно ценно для тех, кто работает над программами разведения для поддержания и улучшения современных сельскохозяйственных видов.
В существующем своде норм международного гуманитарного права (МГП), касающихся защиты окружающей среды во время вооруженного конфликта, есть три ключевых недостатка. Во-первых, определение недопустимого ущерба окружающей среде является слишком ограничительным и неясным; во-вторых, существуют юридические неопределенности в отношении защиты элементов окружающей среды в качестве гражданских объектов; и в-третьих, применение принципа соразмерности, когда ущерб окружающей среде представляет собой "сопутствующий ущерб", также проблематично. Эти пробелы предоставляют конкретные возможности для уточнения и развития существующей системы. Одним из подходов к устранению некоторых недостатков МГП может быть применение международного экологического права во время вооруженного конфликта. Подробные нормы, стандарты, подходы и механизмы, найденные в международном экологическом праве, могут также помочь прояснить и расширить основные принципы МГП для предотвращения, устранения или оценки ответственности за экологический ущерб, причиненный во время вооруженного конфликта.
Воздействие войн на окружающую среду начинается задолго до их начала. Создание и поддержание вооруженных сил потребляет огромное количество ресурсов. Это могут быть обычные металлы или редкоземельные элементы, вода или углеводороды. Поддержание военной готовности означает обучение, а обучение потребляет ресурсы. Военная техника, самолеты, суда, здания и инфраструктура - все это требует энергии, и чаще всего этой энергией является нефть, а энергоэффективность низкая. Выбросы CO2 крупнейшими военными предприятиями больше, чем во многих странах мира вместе взятых. Военные несут ответственность за 5,5% всех выбросов парниковых газов во всем мире, однако отчетность о военных выбросах в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата оставляет желать лучшего.
Военным также нужны большие территории на суше и на море, будь то для баз и сооружений или для испытаний и тренировок. Считается, что военные земли занимают от 1 до 6% земной поверхности. Во многих случаях это экологически важные области. Хотя исключение общественного развития из этих районов может принести пользу биоразнообразию, вопрос о том, можно ли лучше управлять ими как охраняемыми гражданскими территориями, редко обсуждается. Военная подготовка создает выбросы, разрушает ландшафты и наземные и морские среды обитания, а также создает химическое и шумовое загрязнение в результате применения оружия, самолетови транспортных средств.