Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Современная экономическая ситуация в мире, социально- экономическое развитие и внешнеполитическое положение России требует от государства повышенного внимания к обеспечению его экономической безопасности.
Не случайно широкий спектр вопросов ее обеспечения, формирования соответствующей системы и эффективного инструментария защиты от угроз экономической безопасности вышли на приоритетное место в научных исследованиях и находятся в центре внимания властей всех уровней.
Государство, провозгласив необходимость создания рыночной инфраструктуры (страхование, аудит, коммерческая информации, коммуникации и т. п.), реально этим не занимается.
Поэтому, в системе экономической безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимо предусмотреть меры по ускорению создания реально действующей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей прозрачность и надежность предпринимательства.
Федеральные, субфедеральные, местные органы представительной и исполнительной власти должны нести эту ответственность в законодательно установленной области их деятельности на основе законодательно установленных прав, компетенции и должной самостоятельности в распоряжении, владении и использовании своей собственности, финансово-экономических и природных ресурсов.
Правовое регулирование обеспечения экономической безопасности должно предусматривать и определенные взаимные гарантии. Речь идет о правовом гарантировании того, что социально-экономические, экологические, национально-этнические и иные территориальные ценности не будут разрушены в ходе деятельности различных хозяйствующих субъектов.
Более того, эти ценности смогут сохраниться и развиваться при корректном отношении к ним указанных субъектов. Каждый из последних должен быть огражден от вмешательства в его деятельность территориальных органов власти и управления, выходящего за пределы их компетенции.
Таким образом, необходимо законодательно предусмотреть проведение институциональных преобразований, способных более эффективно координировать работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях предотвращения угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных актов.
Анализ практики деятельности системы национальной безопасности показывает, что ее правовая база требует дальнейшего совершенствования.
Прежде всего, следует уточнить ряд понятий и терминов, в частности таких, как «экономическая безопасность», «экономические интересы», «система экономической безопасности», «система обеспечения экономической безопасности», «органы и средства обеспечения экономической безопасности» и др.
Одним из наиболее актуальных вопросов программного государственного регулирования развития РФ сегодня является отсутствие должного системного подхода при разработке и реализации федеральных целевых программ.
В соответствии с установленным порядком инициаторами постановки проблем и обоснования необходимости их решения программными методами на федеральном уровне являются министерства и ведомства РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ.
Разработка федеральных программ в настоящее время осуществляется децентрализовано, и, как правило, они не взаимоувязаны по целям, срокам, методам и средствам комплексного обеспечения прогрессивного и безопасного развития РФ.
Кроме того, эти программы не обладают необходимой гибкостью и адаптивностью для возможности их практической реализации в нестабильной и, в известной степени, неопределенной внутренней и внешней обстановке.
Исходя из этого, с целью обеспечения системного подхода в рамках программного государственного регулирования в области экономической безопасности целесообразно формирование целевых программ, ориентированных на обеспечение реализации стратегии экономической безопасности в целом.
Указанные программы, не подменяя президентские и федеральные, призваны служить, как уже отмечалось, системообразующей основой для консолидации.
Эффективность системы обеспечения экономической безопасности в значительной мере зависит от организации управления процессами разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и процедуры их подготовки, исполнения и контроля.
Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России продолжает формироваться по мере развития ее теории. Современные законодательные акты в данной сфере выгодно отличаются от предшествующих, становятся более зрелыми. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Ввиду большой значимости работа по совершенствованию законодательства должна быть направлена на создание эффективной, действенной правовой основы всей системы обеспечения национальной безопасности страны как отправной точки устойчивого и эффективного развития национальной экономики.
В ходе работы были исследованы и проанализированы локальные нормативные акты организации. Были сделаны следующие основные выводы по итогам анализа.
Устав ПАО «ФосАгро» регламентирует деятельность предприятия, структуру и т.д. Содержит общие сведения об организации. Регламентирует порядок управления обществом и количество акций.
Таким образом, существующая законодательная и нормативно-правовая база представлена множеством документов федерального и ведомственного уровня. Выполнение прописанных требований этих документов является гарантией правильной работы с документами ПАО «ФосАгро».