Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Анализ профессионально- практической деятельности библиотеки Владимировской средней школы.......................................................................7 1.1. Осуществление профессионально-практической деятельности, обслуживание различных категорий пользователей............................................7 1.2. Подготовка и проведение различных видов бесед......................................10 1.3. Анализ библиографоведения в библиотеке................................................11 1.4. Анализ работы с библиотечным фондом...................................................18 1.5. Анализ работы с библиотечным каталогом................................................20 1.6.Ведение учетной документации библиотеки...............................................23 1.7. Составление планов и отчетов библиотеки...............................................30 1.8. Рекламная деятельность в библиотеке.......................................................31 1.9. Правовое обеспечение профессиональной деятельности библиотеки...........................................................................................................33 1.10. Методика организаций досуговых мероприятий...................................34 1.11. Информационные технологии в библиотечной деятельности.............40 Глава 2. Совершенствование развития деятельности школьной библиотеки..........................................................................................................42 2.1. Анализ участия школьной библиотеки в проектах.................................42 2.2. Перспективные направления деятельности школьной библиотеки........61 Заключение...........................................................................................................71 Список литературы................................................................................................73

Формирование информационной культуры школьников. Состояние и перспективы

дипломная работа
Литература
70 страниц
52% уникальность
2023 год
4 просмотров
Шестернева А.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Анализ профессионально- практической деятельности библиотеки Владимировской средней школы.......................................................................7 1.1. Осуществление профессионально-практической деятельности, обслуживание различных категорий пользователей............................................7 1.2. Подготовка и проведение различных видов бесед......................................10 1.3. Анализ библиографоведения в библиотеке................................................11 1.4. Анализ работы с библиотечным фондом...................................................18 1.5. Анализ работы с библиотечным каталогом................................................20 1.6.Ведение учетной документации библиотеки...............................................23 1.7. Составление планов и отчетов библиотеки...............................................30 1.8. Рекламная деятельность в библиотеке.......................................................31 1.9. Правовое обеспечение профессиональной деятельности библиотеки...........................................................................................................33 1.10. Методика организаций досуговых мероприятий...................................34 1.11. Информационные технологии в библиотечной деятельности.............40 Глава 2. Совершенствование развития деятельности школьной библиотеки..........................................................................................................42 2.1. Анализ участия школьной библиотеки в проектах.................................42 2.2. Перспективные направления деятельности школьной библиотеки........61 Заключение...........................................................................................................71 Список литературы................................................................................................73
Читать дальше
Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования -конфликт между объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Этот разрыв, несмотря на мощные информационные технологии, увеличивается. Значит, сама по себе компьютеризация и информатизация системы образования данной проблемы не решит.


Сколько времени займёт заказать отчет по учебной практике в Кемерово ? Считанные минуты с сервисом Work5.


. Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями, прежде всего, задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности. Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях. Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием «информационная культура личности». Информационная культура (ИК) становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Проблема информационной культуры активно исследуется. Методологические проблемы развития информационной культуры разрабатывались в трудах В.А. Бородиной, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Б.С. Гершунского, А.Г. Гук, Н.Б.Зиновьевой, Ю.С. Зубова, В.А. Минкиной, И.Г. Моргенштерна, Т.И. Поляковой, Э.П. Семешока, О.Р. Старовойтовой, Г.А. Стародубовой, А.П. Суханова, Э.П. Семеновкера, Г.А. Стародубовой, В.А. Фокеева, И.Г. Хангельдиевой, Э.Л. Шапиро и др. Значительная часть информационных умений входит в состав общих учебных умений и навыков. Их формирование рассматривается в педагогике как необходимое условие успешной учебно-познавательной деятельности учащихся, готовности к самообразованию (П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Б.В. Райский, М.Н. Скаткин, JI.B. Жарова, А.К Громцева). Сегодня совокупность передаваемых школьникам специальных умений и навыков работы с источниками информации, входящих в состав ИК, представляет собой разрозненные сведения из различных областей знания и на практике не способна выполнить функцию информационного обеспечения образовательной деятельности учащихся в силу своей бессистемности. Результаты проведенных исследований Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством Н.И. Гендиной свидетельствуют о низком уровне информационной культуры выпускников общеобразовательных школ. Школьники оказываются не только беспомощными в решении типовых информационных задач, но и не осознают низкого уровня своей функциональной грамотности в осуществлении самостоятельной работы с информацией, не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного обслуживания. Актуальность. Современные российские школы в настоящее время находятся на пути к освоению личностно-ориентированной педагогики. В основе новой стратегии образования особое внимание уделяется исследовательской, практической деятельности учащихся, развивается метод учебного проектирования. Большое место в образовательном процессе занимают самообразование, самоорганизация познавательной деятельности, приобретение школьниками способности учиться непрерывно. В данных условиях возрастает роль информационной образовательной среды, способствующей поиску и освоению учащимися новых знаний. Школьникам необходимы консультанты, помогающие им работать с информацией, отбирать ее, оценивать и превращать в собственные знания. И это неизбежно ведет к тому, что многократно возрастает роль школьной библиотеки и библиотекаря в учебновоспитательном процессе. Библиотека важна для всех обучающихся, поскольку обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности. Библиотечные материалы дополняют и обогащают учебники, учебные пособия и методические разработки. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, администраторов, воспитателей, а также родителей. Но никакие сверхсовременные технологии и оборудование не могут заменить живого человеческого общения и того, кто научит школьников эффективно искать, объективно оценивать и применять информацию. Школьные библиотеки играют важную роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями и привитии им любви к чтению. Учащиеся - это главная целевая группа пользователей библиотеки. Они обращаются к библиотеке в самых разных целях: это и выполнение традиционных домашних заданий; работа над проектами; поиск и использование информации для дальнейшего использования в учебе. И здесь важно, чтобы дети ощущали библиотеку как открытую, свободную, комфортную образовательную среду, где они могут работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является не пассивное предоставление доступа к информации, а вовлечение учащихся в интенсивный процесс самостоятельного овладения знаниями, привитие навыков чтения. Школьная библиотека, являющаяся непосредственным участником воспитательного процесса, содействует формированию социокультурной среды современного образовательного учреждения. Это связано со всеми формами библиотечной работы, направленных на пропаганду чтения, способствующего освоению детьми школьной программы, развитию и реализации их творческого потенциала, восприятию нравственных ценностей. Школьная библиотека способствует формированию личности учащихся средствами культурного наследия, всеми формами и методами индивидуальной и массовой библиотечной работы. Цель – изучить формирование информационной культуры школьников и роль школьной библиотеки в этом процессе. Задачи: – рассмотреть осуществление профессионально-практической деятельности, обслуживание различных категорий пользователей; – изучить подготовку и проведение различных видов бесед; – провести анализ библиографоведения в библиотеке; – провести анализ работы с библиотечным фондом; – провести анализ работы с библиотечным каталогом; – изучить ведение учетной документации библиотеки; – исследовать составление планов и отчетов библиотеки; – рассмотреть рекламную деятельность в библиотеке; – рассмотреть правовое обеспечение профессиональной деятельности библиотеки; – изучить методику организаций досуговых мероприятий; – изучить информационные технологии в библиотечной деятельности; – провести анализ участия школьной библиотеки в проектах; – проанализировать перспективные направления деятельности школьной библиотеки Объект – информационная культура школьников. Предмет – роль школьной библиотеки в информационной культуре школьников. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры — одна из самых актуальных проблем, так как современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно за счет внедрения в образовательном учреждении интегрированного учебного курса “Формирование информационной культуры”. При этом необходимо понимать три важные вещи: – школьная библиотека стоит в центре учебно-воспитательного процесса; –школьная библиотека должна предоставить всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся и учителей; –школьная библиотека обязана выполнить задачу: побуждать к чтению и к потреблению информации, утверждая тезис: “Научиться учиться”. Ведь умение учиться не дано личности изначально. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в юности. Понятие «информационная культура» имеет комплексный характер. Здесь присутствуют компоненты других культур: коммуникативной, лексической, интеллектуальной, информационно-технологической, информационно-правовой, мировоззренческой, нравственной, библиографической. Информационно грамотный, культурный человек должен уметь формулировать вопросы, критически мыслить, творчески оценивать и использовать информацию для решения своих жизненных проблем, т.е. отвечать определенным интеллектуальным запросам. Информационно грамотный человек понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею. Формирование информационной культуры пользователей н библиотекарей посредством информационно-образовательной среды библиотеки предполагает, что индивид не просто осваивает информационные средства и технологии, но и овладевает ими, использует их для получения личностно и социально перспективных решений. В деле формирования информационной культуры у библиотек образовательных учреждений есть возможность опереться на современные и апробированные учебные программы, которые следует использовать как своего рода стандарты или, во всяком случае, заслуживающие внимания ориентиры. Таким образом, обязательному и эпизодическому обучению школьников и педагогов работе с информацией главным образом путем популяризации библиотечно-библиографических знаний должна придти на смену целенаправленная и обязательная подготовка к многоаспектному овладению методами информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.
Читать дальше
1. Верхотурова М. В. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ОСНОВА СПОСОБНОСТИ ПОЗНАВАТЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. №206. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-biblioteka-kak-osnova-sposobnosti-poznavat-mif-ili-realnost (дата обращения: 12.04.2023). 2. Жукова Т. Д. Когнитивная миссия школьной библиотеки // Информация и научное мировоззрение. - Москва: РШБА, 2019. - С. 61-80. 3. Жукова Т.Д. ПРОЕКТ РШБА «ЧИТАЮЩАЯ РОССИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ»:НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЧТЕНИЮ МОЛОДЫХ // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-rshba-chitayuschaya-rossiya-vospitanie-liderov-novye-podhody-k-chteniyu-molodyh (дата обращения: 12.04.2023). 4. Зуева Е. М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения // Библиотечное цело - XXI век. 2018. № 2. C. 87-126. 5. Иванова Г.А. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ // Культура: теория и практика. 2021. №3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnoe-obsluzhivanie-detey-i-yunoshestva-v-rossii-i-za-rubezhom-poisk-sovremennyh-podhodov (дата обращения: 12.04.2023). 6. Иванченко Д. А. Краткая аналитическая справка о реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в субъектах РФ // Школьная библиотека. 2019. № 9. C. 36-41. 7. Иванченко Дмитрий Алексеевич ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного образования. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-biblioteka-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2023). 8. Интернет-ресурсы как инструмент повышения читательской активности школьников : учебно-методическое пособие для школьных библиотек / авт.-составитель Е. В. Каче-ва. - Москва : РШБА. 2021. - 104 с. 9. Качева Елена Валерьевна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnyh-kompetentsiy-pedagoga-bibliotekarya-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-opyt-realizatsii-programmy (дата обращения: 12.04.2023). 10. Кубрак Н.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного образования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-infrastruktura-shkolnoy-biblioteki-shibts-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2023). 11. Люгзаева Светлана Ильинична, Чиранова Ольга Ивановна Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-shkolnika-na-stupeni-nachalnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2023). 12. Макеева, О. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2019. - № 4. -С. 84-88. 13. Мурадян Яна Бембашевна ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bibliotechno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-shkolnoy-biblioteke (дата обращения: 12.04.2023). 14. Олефир Светлана Валентиновна ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-pedagoga-bibliotekarya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-struktura-i-formirovanie (дата обращения: 12.04.2023). 15. Пантюхова Т. В. Школьная библиотека в образовательной системе. Этапы и модели развития // Библиотечное дело. 2021. № 4. C. 24-28. 16. Пилко, И. С. Обучение цифровым технологиям в цифровой образовательной среде // Культура: теория и практика. - 2020. - № 3 (36). - URL: 17. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. М.: РШБА, 2018. 464 с. 18. Третьяков А. Л. Информационные ресурсы школьных библиотек Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2017. № 7 (103). C. 121-126. 19. Филаткина Т. М. Информатизация библиотечного дела: ключевые направления // Материалы XXII науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, 2019. С. 92-96. 20. Шишина В.В., Еремеева И.А., Стельмахович А.Ю. ШКОЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ // МНКО. 2021. №6 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-informatsionno-bibliotechnyy-tsentr-kak-resurs-razvitiya-informatsionnoy-kultury-uchastnikov-obrazovatelnyh-otnosheniy (дата обращения: 12.04.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА
Количество страниц:
65
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Фармацевтика
курсовая работа
Управление проектом организации производства нового товара
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image