План … 1 Введение … 2 Взаимодействие богословия и философии … 4 Заключение … 7 Список использованной литературы … 10

Взаимодействие богословия и философии

реферат
Философия
11 страниц
95% уникальность
2023 год
6 просмотров
Децова А.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
План … 1 Введение … 2 Взаимодействие богословия и философии … 4 Заключение … 7 Список использованной литературы … 10
Читать дальше
Человек разумный (Homo sapiens), даже человек мыслящий (Homo cogitus) – существо, бытийствующее в истории, постоянно пребывающее в историческом процессе. Невозможно должным образом понять настоящее, а тем более пытаться заглянуть в будущее без обращения к прошлому, без внимательного и вдумчивого его изучения и осмысления. Но человеческое бытие одной лишь историей не ограничивается. Индивид как природное создание трансформируется в автономную, самостоятельно мыслящую личность лишь посредством освоения культурной традиции, в контексте которой он формируется. Для того, чтобы понять культуру того или иного народа во всей ее полноте и разнообразии, необходимо ознакомиться с историей становления и развития его богословской и философской мысли. Религиозная и философская мысль формируют духовную культуру, являющуюся важнейшим элементом человеческой цивилизации.


Многих интересует цена дипломной работы по маркетингу. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


Религия вышла на историческую сцену раньше философии, зародившись в форме мифа. Для начала, необходимо определиться с пониманием значения терминов «философия» и «религия». Религию можно определить как «мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества» . Первое слово, стоящее в определении, «мировоззрение», означает определенное восприятие окружающего человека мира, в случае с религией, носящее ярко выраженный идеалистический характер. Философия же представляет собой «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» . Философия, создавая определенную картину мира, описывая место в нем человека, опирается на разум. Проведя анализ этих определений, становится возможным понять различия между религией и философией. Первая приходит к пониманию и описанию мира и человека посредством веры, перед которой разум отходит на второй план, выполняя лишь вспомогательную, дополняющую функцию. Вторая, наоборот, скептически относится к вере, делая основной акцент на возможностях разума в познании основных вопросов человеческого бытия. Цель религии, а значит, и теологического (богословского) знания – познание человеком своего Творца, Бога, Его воли, воссоединение человеческой души с трансцендентным. Цель философии – не Бог, а человек, с помощью собственного разума, вооруженного строгими логическими категориями, философским инструментарием и созерцательным образом жизни, пытающийся познать смысл собственного бытия, принципы и законы функционирования окружающего мира, а также основы бытия-с-другим, то есть человеческой социальности. И богословие, и философия, представляют собой сложные, разветвленные системы, имеющие как различия, так и многочисленные сходства, исследованию которых и посвящена данная работа. Цель реферата исследовать взаимодействие богословия и философии, установить возможность диалога богословского и философского знания. Задачи реферата: - описать содержание и специфику богословского знания; - описать содержание и специфику философского знания; - выявить и проанализировать сходства и различия между богословием и философией.

Читать дальше
Богословие не противостоит философии так же, как и философия не противоречит богословию. Следует констатировать, что объединение богословской и философской традиций в единый синтез вряд ли возможно. Этого не стоит делать, так как богословие и философия являются самостоятельными, и, необходимо отметить, самодостаточными отраслями знания, преследующими различные, сугубо специфические цели. На вопрос, возможен ли осмысленный, корректный диалог между богословием и философией, вполне может быть дан положительный ответ. Согласно справедливому мнению исследователей, «философия религии вполне может стать своего рода «мостиком», соединяющим теологию и философию» . В качестве исторического примера исследователем описывается ситуация, сложившаяся в нашей стране в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетия, когда интенсивно развивающаяся традиция русской религиозно-философской мысли смогла не просто вести диалог, но даже в каком-то смысле обогатила стилистически, идеологически и концептуально официально признанную богословскую доктрину. В качестве яркого доказательства возможности не только диалога, но и обогащения можно привести произведения Николая Александровича Бердяева, отца Сергия Булгакова, Владимира Соловьева, отца Павла Флоренского, и многих других, менее известных мыслителей и последователей, своим творчеством привнесших как в философию, так и в богословие мысль о творческом поиске, идею диалога, отказ от излишне стандартизированного, узкого мышления. Нельзя при этом забывать и о живейшей дискуссии, состоявшейся между представителями православной философии и теологами в прошлом столетии относительно уже упоминавшегося выше вопроса соотношения разума и веры в определенном синтезе традиций, именуемом философствующим богословием. В этом контексте произошло столкновения двух противоборствующих точек зрения, оптимистической, стоявшей на позициях возможности появления богословско-философской системы мысли , и пессимистической, утверждавшей полную несовместимость философии с ее критической рефлексией, и богословия, с его мистическими, духовными поисками Абсолюта . При этом важен не только сам факт состоявшейся дискуссии, но и ее процесс, наглядно показавший использование обеими сторонами не только богословско-догматического, но и специально-философского инструментария. Парадокс в данном случае состоит еще и в том, что, по справедливому замечанию Карла Раймунда Поппера, доказать несостоятельность и даже ненужность философии возможно только с помощью философии (как и ненужность логики с помощью логики). В противном случае дискуссия не будет отвечать требованиям научной корректности. Философия не отрицает веру полностью, она лишь отводит ей второстепенную роль, акцентируя свое внимание на разуме и его возможностях. К тому же, с философской точки зрения, разум, как и познавательные способности человека, имеют свои пределы, за которыми разум оказывается бессилен, а знания утрачивают свою универсальную эффективность, что хорошо показал, например, Иммануил Кант в своей известной «Критике чистого разуме», размышляя о самой возможности познания «вещи-в-себе». Именно поэтому Бог (Абсолют, трансцендентное) присутствует в философии, являясь неотъемлемой частью философского инструментария. Кроме того, если полностью изъять теологическое знание и проблематику из философии, возрастает риск утраты контекста, вне которого становится проблематичным понимание многих философских произведений. В качестве еще одного примера можно привести «Монадологию» Готфрида Лейбница, в которой автор рассуждает, в том числе, и о «субстанции – монаде» как духовном атоме бытия», говоря проще, о душе, учение о которой является одной из важнейших тем богословия. Религия в целом, и богословие в частности, являются неотъемлемой частью духовной культуры, представляя собой специфическую и независимую от других сферу человеческого бытия. Диалог между богословием и философией не просто возможен, он необходим, как надежный залог «повышения общей культуры знания и мышления» .
Читать дальше
1. Демченко О.Н., Демченко И.В. Специфика религиозно-философского синкретизма. Журнал «Вестник Челябинского государственного университета. «Серия: Философские науки», 2021, выпуск 59, № 2 (448), с. 18-25 2. Коначева С.А. Философия, религия, наука: модели осмысления. Журнал «Диалог науки и религии: новые ракурсы», 2015, № 1 (33), с. 51-75 3. Коначева С.А. Современная континентальная философская теология: феноменологическо-герменевтический подход. Журнал «Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение», 2017, выпуск 73, с. 106-119 4. Маркова Л.А. Наука и теология: от междисциплинарных отношений к диалогическим. Журнал «Философский журнал Института философии РАН», 2010, № 1 (4), с. 93-106 5. Мочалов Е.В. Философия религии и теология: диалог или противостояние. Журнал «Социально-политические науки», 2017, № 6, с. 41-44 6. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицановой – Минск: Кн. дом, 2003 7. Подоровский В.Е. Взаимодействие философии и теологии в структуре цивилизации. Журнал «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», 2012, том 14, № 2 (6) 8. Подоровский В.Е. Двуединая предметность философии и теологии как феномен западноевропейской интеллектуальной культуры. «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», 2013, том 15, № 2 (3) 9. Савицкая Т.В. Философия и религия: точки пересечения и демаркации. Журнал «Вестник КРАУНЦ «Серия Гуманитарные науки», 2010, № 2 (16) 10. Самарина Т.С. Феноменология религии как диалог теологии, религиоведения и философии. Журнал «Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви «Серия Труды кафедры богословия», 2020, № 1 (5)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анна Каренина Родиона Щедрина и традиции Чайковского
Количество страниц:
30
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Искусство
курсовая работа
-
Количество страниц:
35
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
Разработка стратегии позиционирования ООО Топ групп
Количество страниц:
60
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стратегический менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image