Введение 3
1.Церковь и государство в России в конце XV- середине XVI вв. 5
2. Церковное землевладение как основа политического могущества церкви 7
3. Споры о церковном землевладении на соборах русской церкви 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения был поместный собор Русской Церкви 1503 года. Собственно говоря, собор был посвящён дисциплинарным вопросам (известен как «собор о вдовых попех»), но, согласно источникам, в конце собора или, скорее всего, после соборных заседаний, состоялся спор о монастырских вотчинах. В соборных деяниях никаких упоминаний об этой полемике нет. Другие же источники настолько противоречат друг другу, что цельная картина не возникает. По всей вероятности инициатором, поднявшим вопрос, был великий князь Иван III. Прямая заинтересованность светской власти объяснялась необходимостью пополнения «служилых» земель, что и предполагалось сделать за счёт церковного землевладения. Великий князь уже имел опыт секуляризации церковных земель в Новгороде и, вероятно, желал его распространить и дальше. Настроения заволжского монашества благоприятствовали этим планам и давали им моральную основу. На соборе с идеей ограничения монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, но приписываемые ему «Письмом о нелюбках» слова противоречат «Преданию» и «Скитскому уставу», принадлежавших руке старца. Скорее всего, перед нами тенденциозная трактовка того, что в действительности говорил преподобный Нил на соборе. По всей видимости, основные прения были между великим князем и церковными иерархами. Это следует из «Соборного ответа» и «Слова иного». Согласно же «Слову иному» князю оппонировали троицкий игумен Серапион и архиепископ Новгородский Геннадий. Имя Иосифа Волоцкого документ вообще не упоминает. Полемика закончилась победой иерархов, а вопрос о монастырском землевладении на время был оставлен.
Иноков двух влиятельнейших русских монастырей в это время занимают другие вопросы, а их отношения после «первой нелюбки» (выступление заволжцев на стороне великого князя) остаются ещё вполне доброжелательными. По меньшей мере, до 1511 года иноки Волоколамского монастыря, Нил Полев и Дионисий Звенигородский, проживали в собственных пустынях среди монахов Кириллова монастыря и имели с ними регулярное общение. А сам Нил Сорский в это время участвует в составлении «Просветителя» Иосифа Волоцкого. Судя по сохранившейся переписке, монахи двух корпораций спорят в это время об отношении к осуждённым на соборе 1504 года жидовствующим и о деле архиепископа Новгородского Серапиона.
Таким образом, нестяжатели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. В этом вопросе им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах и вообще имущественными вопросами: различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел большое значение для Русской церкви.
Читать дальше
1. Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением церкви // ТОДРЛ, т. XX. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 251—264.
2. Боровикова-Майкова М. С. Нил Сорский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1941—1956. — Т. II. — Ч. 1.
3. Бутузкина Е.Н. Нестяжательство // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
4. Вернадский, Г.В. Золотой век Киевской Руси / Г.В.Вернандский — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с.
5. Горский А. В. Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавление к изданию святых отцов в русском переводе. — М., 1851. — Ч. 10. — С. 502—527.
6. Зимин, А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. / А.А.Зимин — М.: Мысль, 1991. – 256 с.
7. Каждан А. П. Византийский публицист XII века Евстафий Солунский // Византийский временник. — 1968. — Т. 29. — С. 67-68.
8. Лилиенфельд Ф. О некоторых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории. // «Православная община». 1995. — № 26. — С. 54-60
9. Лимонов, Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси / Ю.А.Лимонов — Ленинград: Наука, 1967. — 204 с.
10. Лурье Я. С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIII. М.—Л., 1957. — С.182-213.
11. Лурье Я. С. Вопрос об идеологических движениях конца XV- начала XVI в. в научной литературе. // Труды отдела древнерусской литературы. — Т. XV. — М.-Л., 1958. — С. 131—152.
12. Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веков и начале XVII. — 1910. — С. 11.
13. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. с. 13.
14. Пентковский А., преподаватель МДА. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности // Журнал Московской Патриархии. 2001. — № 2. — С. 72-80.
15. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. — М.: Индрик, 2002. — 415 с.
16. Прохоров Г. М. Нил Сорский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV—XVI в. Часть 2. Л-Я. — М.: «Наука», 1989.
17. Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. — Москва: Молодая гвардия, 2002. — 327 с
18. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. — Москва: Памятники исторической мысли, 2003. — 252 с
19. Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV—XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI—XX вв. — С. 143.
20. Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (1518—1519 гг.) // Византийский временник. — М., 1965. — Т. XXVI — C. 128—136
Читать дальше