ВЕДЕНИЕ 2
1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.1 Характеристика основных нормативных документов в области финан-сового контроля и аудиторской деятельности в Российской Федерации 4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 8
2.1. Понятие, сущность, принципы и классификация аудита 8
2.2. Роль и место аудита в системе финансового контроля 11
3. ГОСУДАРСТВЕНННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
3.1. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов 14
3.2. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляемый органами Федерального Казначейства 17
3.3. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А -отчет саморегулируемых организаций аудиторов о проверках за 2021 г 27
Читать дальше
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что аудиторская деятельность является с одной стороны частью финансового контроля, но в то же время за исключением проверок самих аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов на этот вид контроля не расходуются бюджетные средства. Аудиторские компании работают по договору об оказании возмездных услуг.
Цели и задачи работы выполнены полностью. В первой главе курсовой работы проведен анализ нормативно-правовой базы финансового контроля и аудита. Основными документами, регламентирующими осуществление финансового контроля и аудита в Российской Федерации, являются Конституция РФ, Кодексы и Федеральные законы, а также Международные стандарты аудита.
Во второй теоретической главе дано определение аудиторской деятельности и характеристика аудиторских принципов: независимость, честность, компетентность и должная тщательность. Основным принципом является принцип независимости. Он закреплен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» №307 ФЗ. Остальные принципы нашли свое отражение в Кодексе профессиональной этики аудиторов. А также рассмотрена роль и место аудита в системе финансового контроля. Аудит как форма финансового контроля представляет собой независимую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, которая осуществляется в строгом соответствии с федеральным законодательством с целью оценки ее достоверности.
В третьей главе курсовой работы рассмотрено осуществление государственное регулирования аудита для правильности и законности аудиторской деятельности. В рамках государственного регулирования осуществляются проверки аудиторских организаций саморегулируемыми аудиторскими организациями, Федеральным Казначейством и Банком России.
Поскольку саморегулируемые аудиторские организации взаимосвязаны между собой, так как деятельность саморегулируемых организаций финансируется за счет членских взносов, то проверки СРО осуществляют в основном небольших аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Но доля проверенных аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций растет, так в 2021 году, увеличение составило 14,8%. Количество неустранимых существенных нарушений в аудиторских организациях за 2021 год составило 244, у индивидуальных аудиторов 21; грубых нарушений в аудиторских организациях выявлено 58, у аудиторов 6.
В свою очередь, саморегулируемые организации проверяет Министерство Финансов. По состоянию на 01.01.2022 года на территории РФ действует одно саморегулируемая организация «Содружество».
Контроль за деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляют органы Федерального казначейства. Планирование проверок и статистическая информация по проводимым проверкам размещается на сайте Федерального казначейства. В среднем проводится около 300 проверок в год и большинство из них плановые.
Помимо органов Федерального казначейства контроль за аудиторской деятельностью также осуществляет Банк России, который ведет с 2022 года реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, осуществляет надзор за ними, разрабатывает и принимает регуляторные решения.
Несмотря на то, что аудит занимает свою нишу в системе финансового контроля РФ, он все же не заменяет государственный контроль, выполняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
2. Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ от 31.07.1998 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения 11.12.2022 г.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_28165/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
5. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
6. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_144621/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов российской федерации и муниципальных образований» № 6 ФЗ от 7 февраля 2011 года [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (редакция от 30.12.2021) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_83311/(дата обращения 11.12.2022 г.)
9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021 N 443-ФЗ) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/doc/buhuchet/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
10. Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н (ред. от 09.11.2021) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2022) [Электронный ресурс]: Правовая программа Консультант. -Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_317185/ (дата обращения 11.12.2022 г.)
11. Файзуллина, А. Э. Место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации / А. Э. Файзуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 117-121. — [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/archive/377/83823/ (дата обращения: 12.12.2022).
12. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/kontrol/vneshniy-kontrol-kachestva-raboty-auditorskikh-organizatsiy/dokumenty-planirovaniya/
Читать дальше