Введение 4 Глава 1.Теоретические подходы к изучению проявления гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 7 1.1 Понятие тревожность и ее виды 7 1.2. Причины проявления тревожности у подростков 16 1.3. Влияние гендерных различий на проявления тревожности у подростков 25 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 33 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования гендерных особенностей тревожности в подростковом возрасте 33 2.2. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования тревожности у детей подросткового возраста 37 2.3. Психолого – педагогические рекомендации по преодолению тревожности у подростков 43 Выводы по 2 главе 48 Заключение 49 Список использованных источников и литературы 52 Приложение

Исследования гендерных особенностей проявления тревожности у подростков»

дипломная работа
Психология
50 страниц
84% уникальность
2023 год
5 просмотров
Рыбцова В.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 Глава 1.Теоретические подходы к изучению проявления гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 7 1.1 Понятие тревожность и ее виды 7 1.2. Причины проявления тревожности у подростков 16 1.3. Влияние гендерных различий на проявления тревожности у подростков 25 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 33 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования гендерных особенностей тревожности в подростковом возрасте 33 2.2. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования тревожности у детей подросткового возраста 37 2.3. Психолого – педагогические рекомендации по преодолению тревожности у подростков 43 Выводы по 2 главе 48 Заключение 49 Список использованных источников и литературы 52 Приложение
Читать дальше
Тема данной работы предполагает исследование состояния тревожности у подростков и их гендерных различий. Вопросы, связанные с влиянием гендерных аспектов на тревожное поведение личности занимают в современной психологии немаловажное место. Проблема, гендерных различий в эмоциональной сфере, становится актуальной в ходе реализации задачи индивидуального подхода в воспитания подрастающего поколения и оказания психологической помощи детям и подросткам, в процессе становления их личности.


На Work5 заказать курсовую срочно в Казани - не проблема.


Каждый человек обладает своим оптимальным уровнем тревожности, который необходим для обеспечения личностной безопасности человека. Однако следует отметить, что большая часть явных нарушений в эмоциональной сфере, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с повышенной тревожностью. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с подростком, каковы его истинные мотивы поступков и, главное, как ему помочь. Повышенная тревожность у подростка может оказывать негативное влияние на социальную адаптацию в обществе. Тревожное состояние может оказывать влияние на все составляющие личности. На физическом плане проявляются физиологические симптомы такие, как сердцебиение, испарина, учащенное дыхание и т.д. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Таким образом, диагностика тревожности может показать, как подросток строит свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в семье и в школе. Тревожный подросток часто имеет трудности в общении. В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. Взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков изучали отечественные психологи: Захаров, И. В., Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божович, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов и зарубежные ученые: З.Фрейд, К. Гуарда, К. Хорни, Ч.Д. Спилбергера, К.Изард и др. В их научных трудах тревожность рассматривалась с точки зрения ее функций, выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную. Цель исследования - выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объект исследования – тревожность в подростковом возрасте. Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: гендерные особенности влияют на проявление тревожности у подростков, Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования: 1. Раскрыть понятие тревожность и ее виды. 2. Описать причины проявления тревожности у подростков. 3. Проанализировать влияние гендерных различий на проявления тревожности у подростков. 4. Организовать и провести исследование гендерных особенностей тревожности в подростковом возрасте. 5. Сделать анализ результатов экспериментального исследования тревожности у детей подросткового возраста. 6. Составить психолого – педагогические рекомендации по преодолению тревожности у подростков. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2. Констатирующий эксперимент; 3. Психодиагностический метод; 4. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, то есть, методы математической статистики. База исследования: школа № 460 в г. Санкт-Петербург. Характеристика выборки: ученики 9 класса, в возрасте 14-15 лет в количестве 22-х человек, из них 15 девочек и 7 мальчиков. Теоретической основой работы являются научная и периодическая печать по проблеме взаимосвязи между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении закономерностей психического и личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста. В расширении понимания феномена тревожности и ее проявления, в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов, вызывающих дифференциально – психологические различия в его проявлениях. Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям и психологам, педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекцию их самооценки и тревожного поведения.

Читать дальше
В работе рассмотрены два взаимосвязанных понятий тревога и тревожность. Определение тревоги как состояния является базовым, ключевым для определения тревожности как свойства личности. В отличие от тревоги тревожность рассматривается в психологии как психологическое качество личности, обусловленное стремлением человека к переживанию беспокойства. В настоящее время существует множество определений понятия «тревожность». Прежде всего, этот термин обозначает состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к беспокойству, тревогам имеющей отрицательную эмоциональную и психологическую окраску. У подростка имеется особенность активной деятельности, которая обязательная и естественная называется – это определенный уровень тревожности. У каждого человека есть свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, с помощью которой подросток ограждает себя от какой-либо опасности, тревоги и стресса. Существует два вида тревожности: ситуативная, возникающая в начале возможно сложившихся неприятностей или жизненно сложных ситуаций и личностная, является устойчивой характеристикой личности человека. Ситуативная тревожность играет положительную роль, подталкивая человека на преодоление трудностей, неприятностей и различных тревог, а личностная наоборот, так как снижает самооценку и формирует унылое и тоскливое отношение к жизни. Основными причинами, лежащие в основе тревожности в подростковом возрасте являются: эмоциональный опыт, особенности нервной системы, состояние здоровья подростка, личностные особенности, повышенное количество страхов, семейное воспитание. Теоретический анализ исследований гендерных проявлений тревожности в подростковом возрасте показал, что до 12 лет тревожные расстройства чаще диагностируется у мальчиков, а в последующем – у девочек. Тревожность интенсивнее переживают девочки, по сравнению с мальчиками. Личностная тревожность не имеет гендерных отличий. Социальная тревожность больше выражена у мальчиков, чем у девочек. Школьная тревожность повышается у мальчиков к девятому классу, но в проявлениях она менее замета, чем у девочек. Для доказательства или опровержения гипотезы, а именно гендерные особенности влияют на проявление тревожности у подростков, было организовано экспериментальное, которое было организовано и проведено на базе школы № 460 в г. Санкт-Петербург. В исследовании участвовали ученики 9 класса, в возрасте 14-15 лет, в количестве 22 человека из них 15 девочек и 7 мальчиков. Исследование было направлено на выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Диагностика тревожности подростков прошла по трем методикам: опросник Спилбергера, «Шкала тревожности» О. Кондаша, «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора. Индивидуальные результаты подростков были обобщены и сведены в таблицы по всем трем методикам. Далее построены диаграммы и сделан анализ результатов, на основе которых сделаны следующие выводы: уровень тревожности у девочек выше, чем у мальчиков. Показатели по отдельным видам тревожности различаются. Например, по параметру личностная тревожность опережают девочки, а по параметру школьная тревожность опережают мальчики. Ситуативная тревожность выше у мальчиков, чем у девочек. У девочек выше показатели по межличностной и самооценочной тревожности. Итак, анализ гендерных различий в проявлении тревожности подростков показал, что они имеются, таким образом, поставленная гипотеза в начале работы доказана. Подростковая тревога может стать причиной серьёзных последствий. Таких, как дезадаптация, заниженная самооценка, отсутствие социальных контактов, депрессия и многих других, следовательно, необходимо вовремя предупреждать проявление повышенной тревожности. Основная помощь психолога подросткам в снижении тревожности заключается в повышении их самооценки, уверенности в себе, обучении навыкам снимать самостоятельно собственные зажимы и эмоциональное напряжение. Эффективными методами предупреждения проявлений высокой тревожности подростков являются: релаксирующая музыка, тактильные приемы, подбадривание сверстником, игровые методы, метод групповой дискуссии, проективный метод «репетиции поведения», психогимнастика. Так же следует отметить, что эффективность оказания психолого-педагогической помощи подросткам в преодолении их повышенной тревожности невозможно без участия педагогов, родителей, медиков, так подростковая тревожность имеет много разнообразных причин. Таким образом, цели и задачи, которые были поставлены в начале работы, достигнуты. Гипотеза о том, что существует гендерные различия в проявлении тревожности у подростков, доказана.
Читать дальше
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер. – М.: Издательство: Академический проект,2015. –291 с. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов./ Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект: Алма Матер, 2015. – 702с. 3. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. / В.М. Астапов. – Издательство: Когито-Центр 2008. – 160 с. 4. Астапов В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте / В.М. Астапов. – Издательство: МОДЭК 2011. – 247 с. 5. Астапов В. М., Вакнин Е. Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Вакнин. — 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Издательство Юрайт. – 2023. – 273 с. 6. Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с. 7. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов./ Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2013. – 544 с. 8. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. / Г.Ш. Габдреева // Тонус. –2014– № 5, С.17 9. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. –176 с. 10. Захаров А.И. Происхождение и терапия детских неврозов / А.И. Захаров. Издательство: Каро, 2006 г. – 672 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Общая характеристика мер по предупреждению банкротства организаций
Количество страниц:
20
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности на примере подросткового возраста
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
реферат
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕСТА СТРАДАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Количество страниц:
19
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image