Введение 2 1. Теория хронотопа. 5 1.1. Определение понятия «хронотоп» 5 Развитие литературоведческих представлений о хронотопе 5 1.2. Функции хронотопа 9 1.3. Виды и формы хронотопа 11 1.4. Виды частного хронотопа 16 2.Глава. Категория хронотопа города в произведениях русской литературы 20 2.1. Хронотоп провинциального города в произведениях 19 века (в драме А.Н. Островского «Гроза» и в рассказах А.П. Чехова) 20 2.2. Хронотоп «псковских глав» романа Водолазкина «Ларв» 22 2.3. Особенности хронотопа города в романе А. Геласимова «Холод» 26 Заключение 31 Список литературы 33

Хронотоп города в литературоведении»

курсовая работа
Литература
30 страниц
88% уникальность
2022 год
5 просмотров
Белошапкин Г.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Теория хронотопа. 5 1.1. Определение понятия «хронотоп» 5 Развитие литературоведческих представлений о хронотопе 5 1.2. Функции хронотопа 9 1.3. Виды и формы хронотопа 11 1.4. Виды частного хронотопа 16 2.Глава. Категория хронотопа города в произведениях русской литературы 20 2.1. Хронотоп провинциального города в произведениях 19 века (в драме А.Н. Островского «Гроза» и в рассказах А.П. Чехова) 20 2.2. Хронотоп «псковских глав» романа Водолазкина «Ларв» 22 2.3. Особенности хронотопа города в романе А. Геласимова «Холод» 26 Заключение 31 Список литературы 33
Читать дальше
Художественная литература всегда отражает целостный образ мира, включающий в себя время и пространство. По мысли С.Н. Иконниковой, «каждый факт, историческое событие, художественный памятник, …любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат» [10,с.69]. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», от них во многом зависят содержание и форма литературного произведения. При этом необходимо помнить, что в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Таким образом, хронотоп – важная часть содержания литературного произведения, которая объединяет все его элементы, отражает авторскую позицию и связывает литературу с фактами реальной жизни.


Если вам нужна докторская диссертация стоимость её написания можно узнать на сайте Work5, заполнив форму заказа.


Следовательно, проблема анализа хронотопа в художественном произведении является актуальной. Цель данной курсовой работы – определить значение хронотопа (в частности хронотопа города) в литературоведении для дальнейшего анализа художественных произведений. Цель достигается в следующих задачах: 1) изучить научную литературу по теме исследования; 2) рассмотреть различные подходы литературоведов к понятию «хронотоп»; 3) рассмотреть функции хронотопа в художественном произведении; 4) выделить виды и формы хронотопа, представленные в литературоведении; 5) определить художественные функции хронотопа города в литературных произведениях. Объект исследования - поэтика хронотопа. Предмет работы – художественные функции хронотопа города в литературных произведениях. Проблема хронотопа является одной из значимых в современном литературоведении. Ее исследованием занимаются ведущие отечественные и зарубежные ученые. Теоретической базой нашего исследования послужили работы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, П. Торопа, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова, В.Я. Хализева, Н.Б. Тамарченко и др. Однако основополагающим литературоведческим источником, на который мы опирались, стала работа М.М. Бахтина - «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике». Методами исследования являются такие общетеоретические методы исследования, как сравнение, анализ, синтез. Использовался структурный метод исследования. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для анализа художественных произведений. Таких как в драме А.Н. Островского «Гроза» и в рассказах А.П. Чехова, романа Водолазкина «Лавр», в романе А. Геласимова «Холод». Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе определяется понятия <<хронотом>>, о развитие представление в литературе. О функции хронотопа в литературных жанрах. О том в каком виде и форме представляется. То есть теоретические аспекты. Во второй главе описывается категории хронотопа города в русской литературе. Задача, которая ставится во второй главе: проследить значение художественного времени и художественного пространства (хронотопа) в произведениях русской литературы. Хронотоп провинциального города в произведениях 19 века. И особенности хронотопа города в некоторых романах. И после следует заключения курсовой, и список использованной литературы.

Читать дальше
На протяжении работы мной были рассмотрены три романа А.Н. Островского «Гроза», А. Геласимова «Холод», роман Водолазкина «Лавр». В этих романах образ города отразился наиболее ярко и п69олно, здесь он играет значительную роль. В описании города проявилось трагическое мировосприятие писателя. Город выступает по отношению к герою как враждебное и губительное начало. В пределах городского пространства над человеком независимо от его социального положения в обществе, возраста, жизненного опыта властвует роковая сила, фатальная предопределенность судьбы. Как мы видим их этих романов, чем больше событий в произведении, тем более интенсивным представляется нам время. Ведь при описании пространства время замедляется, читательский взгляд медленно скользит по описываемому автором интерьеру или пейзажу, поэтому пространство будет обладать меньшей интенсивностью. Как мы уже писали в начале курсовой, из этих романов можно сделать вывод, что художественное время короче реального. Ведь время в литературном произведении способно сжиматься. Итак, в художественной действительности художественное время и пространство составляют единый образ – хронотоп, который является средством выражения художественного содержания. Благодаря хронотопу художественная действительность произведения воспринимается как целостность, как сама жизнь. В работе Бурлин Е.Я. излагает, что «Следует отметить, что на протяжении своего существования российские города не раз претерпевали существенные изменения, вновь и вновь подстраивалась под новые тренды эпохи. [4, c.25].Трансформации российских городов, по сути, повторяли колебания исторического «маятника» (А.Ахиезер), переходя из одной крайности в другую. Причем это переход носил инверсионный характер. «По логике инверсии, каждое явление — оборотень, то есть способно, прикоснувшись к противоположному полюсу, стать своей противоположностью, превратиться из добра в зло…, подменяя один полюс другим” [5, c.116]. Это движение существенным образом меняло городские смыслы, хотя "старое" не уходило, оно лишь накладывалось на "новое". Города-крепости становились купеческими городами, но и оставались крепостями, неудобными для цивилизованной жизни; а затем крупными индустриальными центрами, в которых также на первом месте были оборонные интересы, а не устроенность людей. Рождение в XXI веке постперестроечного дискурса – сервисный глобальный город, развивающийся стихийно и отражающий не столько интересы всех горожан, сколько коммерческие возможности нескольких компаний, – вновь резко изменило вектор городского развития, сохранив, однако, и давнишние смыслы. И каждый раз пространство большинства российских городов не просто подстраивалось и достраивалось под новые проекты, оно существенным образом перекраивалось, сцепляя старое и новое.» Рассмотрение здесь — в соответствии с разобранными выше идеями — является одно¬временно семиотическим и аксиологическим, так как исследу¬ются «ценностно-временные категории», определя¬ющие значимость одного времени по отношению к другому: ценность прошлого в эпосе противопоставляется ценности настоящего для романа. В терминах структурной лингвистики можно было бы говорить об изменении соотношения времен по маркированности (признаковой) — немаркированности. Следует заметить, что, хронотоп как преимущественная материализация времени в пространстве является центром изобразительно-выразительных средств литературы. Исходя из вышеуказанных, можно сделать вывод, что хронотоп создает особое «объемное» единство бахтинского мира, единство его ценностных и вре¬менных измерений.
Читать дальше
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истоической поэтике / В кн. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1976 2. Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с. 3. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 234-407 4. Бурлина Е. Я. Хронотопия города : монография / Е. Бурлина (рук. проекта), Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова и др. Самара : Книжное издательство, 2016. 240 c 5. Бурлина Е. (руководитель проекта), Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубинов, Н. Барабошина, Е. Шиллинг. Хронотопия города: монография / Е.Я. Бурлина. – Самара: ООО "Книжное издательство", 2016. – 240с. 6. Водолазкин, Е. Г. Лавр / Е. Г. Водолазкин. - М. : АСТ, 2012. 7. Геласимов А.В. Холод: роман в трех действиях с антрактами. -М.: Эскимо, 2015. - 352 с. - (Секреты русской души. Проза Андрея Геласимова). 8. Желобцова С.Ф., Желобцов Ф.Ф. Текстообразующая роль якутских топонимов вромане «Холод» Андрея Геласимова // Единство многообразия. Литература Якутии в контексте диалога культур. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции. - Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2015. - С. 262-266. 9. Жучкова А.В. Концепция художественного времени в романе Е. Водолазкина «Лавр» / А.В. Жучкова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - М.: Алмавест, 2015. - №2. - С. 50-57. 10. заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. - 2004. - № 10. - С. 47-64. 11. Иконников С.Н. Теория культуры: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с: 12. Казакова Г.М. Регион как субкультурный локус (на примере Южного Урала) дис. доктора культурологии: 24.00.01 /Г.М. Казакова. – М., 2009. – 313 с. 13. Лазаренко Л.В. Территория отчуждения: феноменология города в романе А. Геласимова «Холод» // Инновационная наука. - 2016. - №13 (13). - С. 89-93. 14. Лейдерман, Н. Л. Теория жанра : научное издание / Н. Л Лейдерман. - Екатеринбург : ИФИОС Словесник, 2010. - 904 с 15. Лихачев, Д. Внутренний мир художественного произведения / Д. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. 16. Лотман, Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Ю. М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин Лермонтов. Гоголь. - М. : Просвещение, 1988. - С. 325-349. 17. Ноздрина, Л. А. Интерпретация художественного текста. Поэтика грамматических категорий : учебное пособие для лингвистических вузов и факультетов / Л. А. Ноздрина. - М. : Дрофа, 2009. 18. Островский А. Н. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Пьесы. – М.: Гос. изд-во худож. лит. – 1952. – 446 с. 19. Островский Н. А. в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1953. – 456 с. 20. С. Н. Иконникова, доктор философских наук, профессор: гл. 1 (раздел 1.2), гл. 8 (раздел 8.2), гл. 12 (раздел 12.1.1 в соавторстве с проф. В. П. Большаковым; разделы 12.1.2 21. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М: Академия, 2004. — 513 с. 22. Тимофеев Л. И. основы ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. – М.: Просвещение, 1968. – 480 с. 23. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С. 227-284. 24. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст:семантика и структура. - М., 1983. - С. 227-284 . 25. Тороп, П. Х. Хронотоп / П. Х. Топор, Я. Левченко ; под. рук.И. А. Чернова // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы. - 1984. 26. Успенский Б. А. - Москва : Искусство, 1970. - 223 с., 15 л. ил.; 21 см. - (Семиотические исследования по теории искусств) 27. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: МГУ, 1991. – 72 с. 28. Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. - 2004. - № 10. - С. 47-64 29. Щукина, Д. А. Пространство как лингвокогнитивная категория (наматериале произведений М. А. Булгакова различных жанров) : автореф. дис.... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Д. А. Щукина. - СПб : СПб гос. ун-т, 2004. -60 с. 30. Бурлина Е.Я. «ЧТО НИ ГОРОД, ТО ХРОНОТОП". ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ГОРОДА» https://research-journal.org/archive/9-63-2017-september/chto-ni-gorod-to-xronotop-prostranstvenno-vremennaya-diagnostika-goroda 31. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367. http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm 32. http://journals.uspu.ru/attachments/article/1405/%D0%A1%D1%8219.pdf
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
26
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международное право
курсовая работа
Учет рисков при оценке недвижимости
Количество страниц:
40
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего госуд. финансового контроля
Количество страниц:
22
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image