1. Теоретические основы развития памяти в дошкольном возрасте………………. 9 1.1. Понятие, процессы, виды и характеристика памяти ……............................... 9 1.2. Возрастные особенности развития памяти детей дошкольного возраста….. 19 1.3. Общая характеристика развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………… 28 Выводы по первой главе……………………………………………………………… 33 2. Экспериментальное исследование диагностики и коррекции развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на примере МДОУ ……………………… 35 2.1. Методики диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………................ 35 2.2. Экспериментальная работа по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте............................................................................................................................ 43 2.3. Коррекционные занятия и игры, направленные на развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте..................................................................... 55 Выводы по второй главе............................................................................................... 63 Заключение...................................................................................................................... Список использованной литературы............................................................................ Приложение..................................................................................................................... 64

Развитие памяти у старших дошкольников на примере МДОУ

курсовая работа
Психология
60 страниц
73% уникальность
2022 год
18 просмотров
Еремеева Е.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
1. Теоретические основы развития памяти в дошкольном возрасте………………. 9 1.1. Понятие, процессы, виды и характеристика памяти ……............................... 9 1.2. Возрастные особенности развития памяти детей дошкольного возраста….. 19 1.3. Общая характеристика развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………… 28 Выводы по первой главе……………………………………………………………… 33 2. Экспериментальное исследование диагностики и коррекции развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на примере МДОУ ……………………… 35 2.1. Методики диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………................ 35 2.2. Экспериментальная работа по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте............................................................................................................................ 43 2.3. Коррекционные занятия и игры, направленные на развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте..................................................................... 55 Выводы по второй главе............................................................................................... 63 Заключение...................................................................................................................... Список использованной литературы............................................................................ Приложение..................................................................................................................... 64
Читать дальше
Значение памяти в развитии ребенка велико. Формирование представлений о окружающем мире и о самом себе, овладение общепризнанными нормами поведения, приобретение системы знаний, умений, навыков – это все объединено с функциями памяти. Память выступает, как своеобразная форма отражения реальности, которая способствует запоминанию, сохранению, забыванию и воспроизведению воспоминаний о окружающей действительности. Существенные преобразования происходят в памяти детей на протяжении всего дошкольного детства. Данный процесс движется в нескольких направлениях: постепенно механическая память дополняется и замещается логической памятью, непосредственное запоминание постепенно переходит в опосредованное, а непроизвольная память сменяется произвольным. Л.С. Выготский, В.


Если понадобилось срочно заказать реферат в спб , Work5 не будет медлить.


.С. Мухина заостряли внимание на то, что в дошкольном возрасте доминирующей является непроизвольная память. У ребенка дошкольного возраста зависимость запоминания информации происходит исходя из следующих особенностей: эмоциональной привлекательности, яркости, прерывистости действий, движений, контраста. Исходя из этого дети дошкольного возраста в течении долгого времени помнят героев, персонажей, которые воспитатели используют для организации сюрпризных моментов во время образовательной деятельности. Неизгладимый след в памяти детей оставляют неожиданные возникновения и новизна игрушки в сочетании с эмоциональностью педагога . Кроме того, имеется обширная литература о возрастных различиях в детской памяти на смоделированные для них последовательности действий, и гораздо больше известно о выполнении детьми младшего возраста задач на выявленную имитацию, чем рабочая память для местоположений и процедур прятки. В парадигме вызванной имитации запоминание демонстрируется, когда ребенок использует реквизит для воспроизведения последовательности действий, которые ранее были смоделированы экзаменатором. Например, три действия, связанные с изготовлением гонга: установка перекладины на две стойки, установка металлической пластины на перекладину и удар по пластине пластиковым молотком. После базового периода экспериментатор демонстрирует действия, необходимые для создания гонга, обычно со словесным описанием поведения и цели. Непосредственное или отсроченное запоминание смоделированных последовательностей действий можно наблюдать в ответах детей на такие подсказки. Кроме того, с возрастом дети лучше запоминают более длинные последовательности действий в течение более длительных периодов времени. Возможно, наиболее поразительно, что продолжительность времени, в течение которого можно наблюдать упорядоченное воспоминание, резко возрастает в этот период времени; действительно, более половины 20-месячных детей способны воспроизвести упорядоченным образом фрагменты последовательностей, которые нужно запомнить, с задержкой в один год. У взрослых подтверждено наличие различных систем обучения и памяти, например, система вознаграждения базальных ганглиев, поддерживающая процедурную память, и медиальную височную долю, поддерживающая эпизодическую и семантическую память. Существуют также различные роли для подструктур в этих системах. В медиальной височной доли, например, периринальная кора поддерживает распознавание объектов, парагиппокампальная кора поддерживает распознавание сцен, а гиппокамп поддерживает реляционную память в своей способности связывать информацию из периринальной и парагиппокампальной коры. Считается, что подполя гиппокампа (поля СА 1–4 и зубчатая извилина) также выполняют определенные функции. Работа в области неврологии животных и человека показала, что нейроны СА3 специализируются на завершении паттерна, зубчатая извилина поддерживает разделение паттернов, а СА1 связан с представлением пространственной и временной последовательности при повторяющихся экспозициях. Подполя гиппокампа имеют разные функции удержания, как и кора. Воспоминания, поддерживаемые нейронами СА3 и зубчатой извилины, быстро формируются всего за одно воздействие, в отличие от СА1, которое требует повторных воздействий для формирования памяти. Также считается, что воспоминания возникают постепенно в сетях корковых нейронов, поддерживаемых архитектурой с неглубокими профилями удержания, которые требуют длительного или многократного воздействия для долговременного сохранения памяти . Важным фактом для развития памяти является то, что некоторые схемы медиальной височной доли имеют длительный период развития, при этом функции периринальной коры развиваются рано, объемы CA1 существенно увеличиваются в течение первых двух лет, хотя и с разной скоростью в зависимости от происхождения входных данных слоя, и CA3, развивающие новейшие разработки как человека, так и приматов. Эти различные траектории развития привели этих авторов к предположению, что созревание этих субструктур должно отражать появление различных процессов памяти в процессе развития [4]. Задача этого предложения состоит в том, как согласовать этот затянувшийся взгляд на развитие с недавними сообщениями о функции ранней памяти в задачах, которые, как известно, вызывают обработку гиппокампом у взрослых, таких как реляционная привязка лица к сцене, память на пространственные отношения между объектами на дисплее, запоминание временных отношений между событиями в сцене, реляционный вывод, демонстрация эффектов контекста и лучшее запоминание после сна, чем после аналогичного периода бодрствования. Дети имеют доступ к кодированию не только смоделированных действий, но и рассказа, сопровождающего эти действия, и дети с развитыми языковыми навыками могут лучше использовать повествование, чем дети с более низким уровнем языка. компетентность. В самом деле, эти дети могут быть более способны обращать внимание на существенные аспекты смоделированной последовательности, понимать смысл события по мере его развития, а также включать повествование исследователя в свои репрезентации памяти. Проблемы с вниманием часто встречаются у детей дошкольного возраста. К 4 годам у 40 % детей возникают проблемы с вниманием, достаточные для беспокойства родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Симптомы невнимательности, даже те, которые не соответствуют формальному диагнозу «синдром дефицита внимания/гиперактивности» (СДВГ), наблюдаются от 3 до 15% в выборках сообщества и 50% или выше среди клинических направлений. Например, число дошкольников, описываемых как «всегда в движении/двигаемых мотором», достигает 72,7%. Невнимательность у дошкольников не всегда свидетельствует о СДВГ и может представлять собой множество альтернативных или сосуществующих состояний, включая языковые расстройства, потерю слуха, низкое интеллектуальное функционирование или другие формы психопатологии. Однако чаще всего невнимательность представляет собой нормальную вариацию, наблюдаемую в развитии типичного ребенка дошкольного возраста, что делает выявление «расстройства» внимания более проблематичным, особенно с учетом огромной изменчивости оценок внимания со стороны лиц, осуществляющих уход, и подтвержденных симптомов СДВГ в этом возрасте. группа. В последние два десятилетия возрос интерес к оценке и лечению детей дошкольного возраста с проблемами внимания, особенно связанными с симптомами СДВГ, т.е. с отвлекаемостью и гиперактивностью . Утверждается, что более раннее выявление и лечение проблем с вниманием может свести к минимуму вредное воздействие детских расстройств и облегчить правильную диагностику или, что не менее важно, отсутствие диагностики. Актуальность данной темы состоит в том, чтобы изучить развитие памяти у старших дошкольников. Целью данной курсовой работы является влияние игры и занятий на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Задачи курсовой работы: - определить понятие, процессы, виды и характеристика памяти; - выявить возрастные особенности развития памяти детей дошкольного возраста; - определить общую характеристику развития памяти детей старшего дошкольного возраста; - изучить методы и приемы диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста; - оценить экспериментальную работу по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте; - сделать подборку коррекционных занятий и игр, направленных на развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Объектом исследования данной темы является процесс развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста средствами игры. Предметом исследования – условия и особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами была определена гипотеза: развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, при условии: - учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; - примениния в обучении и воспитании дошкольнтков 6-7 лет коррекционных занятий и игр, направленных на развитие внимания и памяти. Методы научного исследования являются анализ литературных источников, а также различных педагогических опытов. Методологию исследования составили: - развитие внимания у детей подготовительной группы (Тихонова А. Д., 2020; Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., 2019); - теория отношений личности (Мясищев В.Н., 2016); - дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста (Батенева Е.В., 2016; Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Малова А.И., 2021). Курсовая работа содержит: введение, 2 главы, заключение, список литературы

Читать дальше
В ходе проведенного исследования по теме: «Развитие памяти у старших дошкольников на примере МДОУ» были сделаны следующие выводы. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме, изучены предпосылки развития произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, выявлены педагогические условия для развития памяти старших дошкольников в МКДОУ ДС № 6 «Остров детства». Опытным путем была опробована эффективность применения определённых игр и упражнений на развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет, воспитанников подготовительной к школе группы. По результатам формирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Поставленные задачи исследования решены: 1. Память - это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память - это психический процесс, смысл которого состоит в сохранении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего личного опыта, всего, что он видел, слышал, ощущал, всего, что с ним происходило в прошлом. 2. Для ребенка старшего дошкольного возраста важную роль играет развитие всех видов памяти - образной и словесно-логической, кратковременной, долговременной и оперативной. Однако ведущую роль играет развитие произвольности процессов запоминания и воспроизведения, так как развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок успешной социализации и готовности ребёнка к обучению в школе. 3. Память в старшем дошкольном возрасте имеет колоссальное значение. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста отличается плавным переходом от непроизвольной памяти к произвольной, запоминанию и припоминанию. Важно развивать у ребенка непроизвольную память для последующего произвольного воспроизведения. Ставить перед детьми мнемические задачи, тренируя дошкольников в запоминании, особое внимание уделять всем видам деятельности, включающие различные занятия. 4. В ходе констатирующего эксперимента был диагностирован уровень развития памяти дошкольников. Инструментами мониторинга стали методики: Немов Р.С. «Запомни фигуры»; Рыбаков Т. Е. Методика «Узнавание фигур»; Розановой Т.В. «Весёлые картинки» и другие. 5. На формирующем этапе эксперимента проводилась работа по развитию памяти дошкольников по средствам игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, в игровой деятельности на прогулках, в играх дома с родителями. Разработка подборки игр осуществилась с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников. Педагогический процесс в игровой деятельности реализовывался педагогами и имел личностно-деятельностную направленность. Интеграция совместной работы семьи и дошкольного образовательного учреждения способствовала включению родителей в работу формированию памяти дошкольников. 6. Была создана подборка коррекционных занятий и игр, направленных на развитие внимания и памяти детей в старшем дошкольном возрасте. Целесообразно одновременное формирование умений детей к различным приемам логического запоминания, т.к. они опираются на аналогичные мыслительные операции. Качественные изменения работы памяти могут происходить в старшем дошкольном возрасте, при условии использования в работе педагогов игр различной направленности: сюжетно-ролевые, дидактические, и даже подвижные. После проведенного исследования нам удалось доказать, что заявленная гипотеза подтвердилась, а именно: развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, при условии: - учета возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; - примениния в обучении и воспитании дошкольнтков 6-7 лет коррекционных занятий и игр, направленных на развитие внимания и памяти. Поставленные задачи исследования решены. Опытным путем была исследована эффективность применения специальных корректирующих игр и упражнений на развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы. По результатам формирующего эксперимента была разработана подборка коррекционных занятий и игр, направленных на развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Был предложен комплекс игр и упражнений на развитие памяти.
Читать дальше
Литература (книги, учебники, монографии) 1. Академический Проект «Гаудеамус», 2005. – 255 с. 2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. Пособие для ВУЗов . – М.:2013. – 167с. 3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология . – М.: Когито-Центр, 2001. – 351 с. 4. Блонский П.П. Память и мышление . – М.: Норма, 2007.– 208 с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: ПИТЕР, 2008. 6. Гнедова Н.М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников // Развитие логической памяти у детей. – М.: Просвещение, 1976. – С. 187-247. 7. Жиринова Л.Ф. Развиваем память детей . Ребенок в детском саду. 2010. – №6. – С.20– 38. 8. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: хрестоматия /Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С.465– 476. 9. Истомина О.А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. Вопросы дошкольной педагогики. –2016. – №3. – С.30 – 33. 10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2003. 11. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии . С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 289 с. 12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с. 13. Кушнирь Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни . – М.: Мозырь, 2002. – 77 с. 14. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для ВУЗов . –М.: Академия, 2004. – 456 с. 15. Мюллер С. Развитие суперпамяти и супермышления у детей С.Сергеева. – М.: Питер, 2011. – 237 с. 16. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. – 688 с. 17. Обухова Л.Ф. Детская психология.- 2-е изд., стереотип. – М.: Тривола, 2001. – 360с. 18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие . – М.: Владос, 2004. – 213 с. 19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии . – СПб.: Питер, 2002.- 720 . 20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека . – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с. 21. Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста С.Н.Курдюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 57 с. Ресурсы интернет 22. Вассерман Л. И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика теория, практика и обучение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/wall-140773323_319 [дата обращения 26.02.2022]. 23. Венгер Л.А. Методики для детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psihologn.org/ [дата обращения 26.02.2022]. 24. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru / [дата обращения 26.02.2022]. 25. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru / [дата обращения 26.02.2022]. 26. Зеньковский В.В. Психология детства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru / [дата обращения 26.02.2022] 27. Касторская О. В. Игры и задания по развитию памяти у детей 6–7 лет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/22/igry-i-zadaniya-na-razvitie-pamyati-u-detey-6-7-let [дата обращения 26.02.2022] 28. Мясищев Н. В, Психогенетическая психотерапия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.ru/24_58553_patogeneticheskaya-psihoterapiya-v-n-myasishcheva.html [дата обращения 26.02.2022] 29. Малова А.И. Обучение основам алгоритмизации и программирования в процессе создания школьниками игр для мобильных устройств [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1617798743.pdf [дата обращения 26.02.2022]. 30. Немов Р.С. «Запомни фигуры» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3154// [дата обращения 26.02.2022]. 31. Розановой Т.В. «Весёлые картинки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3154/ [дата обращения 26.02.2022]. 32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru / [дата обращения 26.02.2022]. 33. Рыбаков Т. Е. Методика «Узнавание фигур» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfile.net/preview/4647288/ [дата обращения 26.02.2022]. 34. Тихонова А.Д. Сетевые межфирменные взаимодействия: анализ направлений исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/111296 [дата обращения 26.02.2022].
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Особенности реализации национальных проектов в сфере здравоохранения в Забайкальском крае
Количество страниц:
100
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Управление оборотными средствами предприятия
Количество страниц:
34
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Стратегии авторского перевода В. Набокова на материале романа «Лолита»»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image