Региональное управление в экономической науке рассматривается и преподносится по-разному. Есть точка зрения, что «под региональным менеджментом следует понимать такое управление народным хозяйством региона, которое основано на корпоративных принципах и учете территориального разделения труда». По мнению А. И. Гаврилова, «региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям». Группа ученых определяет региональный менеджмент как вид специального менеджмента, который представляет собой совокупность принципов и методов, форм и средств воздействия на социальную и экономическую деятельность на региональном уровне.
Следует отметить, что эти и ряд других определений не содержат важнейшей составляющей, заключающейся в том, что в российской действительности региональное управление является неотъемлемой частью, звеном государственного управления.
Предлагается следующее определение рассматриваемого понятия: «Региональное управление представляет собой совокупность принципов, функций, форм, методов и инструментов системного воздействия на социально-экономические процессы в регионе, обеспечивающие координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов и с разносторонним учетом территориальных факторов и местных особенностей».
Помимо этого, региональное управление можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального управления — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального управления; методы и модели регионального управления; механизмы регионального управления; система регионального управления. Научные основы регионального управления в нашей стране находятся в стадии формирования.
Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее, опыт формирования регионального управления в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального управления в России.
Научная составляющая процесса регионального экономического управления здесь подразумевает как минимум три основных направления научного анализа:
исследование закономерностей размещения производительных сил и социальной инфраструктуры в рамках конкретной территории;
анализ, прогноз и обоснование региональной экономической политики с учетом общей стратегии социально-экономического развития;
изучение экономики регионов и межрегиональных экономических образований, а также территориальной организации хозяйства.
Приоритетное значение должно быть отдано изучению горизонтальных связей, которые в важной степени влияют на перспективы социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов. При этом важнейшей задачей является реструктуризация экономики регионов, формирование производственных систем межгосударственного и межрайонного значения, а возможно даже и создание зон со специальным экономическим режимом.
Согласно исследованиям ученых, можно выделить следующие закономерности регионального управления:
1) взаимообусловленность развития управления и обновления совместных интересов регионального сообщества;
2) системность (проработок, анализа, решений, действий);
3) уровень управления предопределяет степень реализации специфического потенциала региона;
4) результативность управления выражается в той или иной конкурентоспособности региона.
Эти закономерности обусловливают содержание и направленность регионального управления в России на современном этапе и оказывают влияние на формирование его важнейших принципов.
Таким образом, в результате изучения многочисленных научных источников, было выяснено, что под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений.
Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственность субъекта Федерации, а финансовую – бюджет субъекта Федерации.
Управление региональной экономикой осуществляется в целях ее эффективного развития, а также органичного встраивания экономики региона в экономическое пространство страны. Путь решения этой задачи – совершенствование специализации регионов в сочетании с экономически обоснованным повышением комплексности хозяйства на пути вовлечения в хозяйственный оборот новых экономических природных ресурсов, лучшего использования трудового потенциала и имеющегося производственного аппарата, рационализации размещения производительных сил и транспортно-экономических связей.
Изучив и проанализировав материалы, связанные с управлением российскими регионами, а этот вопрос занимает важное место в сфере государственного управления, необходимо сделать следующие выводы.
Региональная политика является основной частью общей политики страны. Ее целью является эффективное использование территориальных факторов важных видов деятельности и экономической деятельности для достижения стратегических целей и задач страны по устойчивому социально-экономическому развитию. Если региональная политика не будет реализована, управлять такой большой страной будет трудно, потому что то, что выгодно одному российскому региону, может оказаться неприемлемым для другого. Вот почему необходимо иметь четкое и ясное представление о том, к какому региону применимы определенные типы инструментов региональной политики, при условии осведомленности существующими проблемами в этом регионе.
Главы государств, правительств и местных органов власти уделяют все больше внимания разработке эффективных и качественных инструментов региональной политики. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку национальной политики и нормативно-правовых актов в области социально-экономического развития Российской Федерации и муниципальных образований.
Но, безусловно, не всегда удается найти точные инструменты для исправления различных недостатков конкретных регионов Российской Федерации. С одной стороны, процесс формирования региональной политики является незавершенным, а с другой стороны, это объясняется нестабильностью законодательства о региональной политике.