Введение……………………………………….….…………..............…………..….3
1. Правовое положение дознавателя……………………………………………..…4
2. Правовое положение начальника подразделения дознания…………………..11
3. Особенности деятельности дознавателя и начальника подразделения дознания…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………...……………….….….…………………..…….28
Список использованной литературы…….………………………………………..30
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В историческом аспекте, органы дознания, отстаивавшие в недалеком прошлом узковедомственные интересы различного рода инспекций (торговых, лесных и т.д.) в первые годы советской власти создавались для безотлагательного реагирования на сообщения о преступлениях, обнаруживавшихся в сфере их юрисдикции. Естественно, что, выполняя свои профессиональные обязанности, они подчас вынуждены были прибегать к использованию «тактических» приёмов, выходивших за рамками традиционного уголовного процесса. При необходимости они уполномочивались производить и неотложные следственные действия, воспринимавшиеся ими в качестве дополнительной (вспомогательной) функции.
По состоянию на сегодняшний день МВД России представляет собой единую, централизованную, глубоко «эшелонированную» систему органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-служебную деятельность по таким приоритетным направлениям как:
- административная;
- оперативно-розыскная;
- уголовно-процессуальная.
Возникает закономерный вопрос, допустимо ли относить подобные органы исполнительной власти к органам дознания в случаях, когда они охраняют общественный порядок, осуществляют оперативно-розыскную или лицензионно-разрешительную деятельность, обеспечивают безопасность дорожного движения и проч.
Ответ должен быть сугубо отрицательным, поскольку в ситуациях, когда сотрудники, например, подразделений профилактики органов внутренних дел осуществляют административные функции, они являются субъектами административных правоотношений. Но как только они сталкиваются с преступлениями, их профессиональная деятельность заканчивается; она трансформируется в уголовно-процессуальную, но эстафету принимают иные сотрудники органов внутренних дел, а именно - дознаватели или следователи.
Оперативные разработки сотрудников органов внутренних дел (полиции) протекают в режиме оперативно-розыскных правоотношений. Как только полученные результаты достигают «апогея», их легализованная часть направляется, в том числе, в органы дознания для расследования задокументированных преступлений.
Именно из указанных соображений изначально исходил законодатель, концентрируя и административные, и оперативно-розыскные, и уголовно-процессуальные полномочия в «одних руках», то есть в органах внутренних дел. Такая организация труда, как и ожидалось, должна была способствовать эффективному выявлению и расследованию, прежде всего, незначительных преступлений, обнаруживавшихся при охране общественного порядка или выполнении оперативно-розыскных мероприятий.
Читать дальше
1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ
4. Федеральный закон от 22.07.2010 № 158-ФЗ «О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 3989.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 16.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 901.
7. Федеральный закон от 01.03.2012 № 17-ФЗ «О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012. № 10. Ст. 1165.
8. Федеральный закон от 03.02.2014 № З-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (не вступил в силу) // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 329-Ф3 «О несении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). С. 4262.
10. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». СПС Консультант-Плюс.
11. Приказ МВД России от 15.06.2020 № 430 «Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.
12. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». СПС КонсультантПлюс.
13. Закон РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1
14. "Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)
15. Азаров В. А., Боярская А. В. Уголовно -процессуальная форма: понятие, свойства, система // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2020. - № 37. - С. 5-20.
16. Кузнецов А.Н. О соотношении процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания на стадии расследования уголовного дела в форме дознания // Вестник Восточно - Сибирского института МВД России. - 2020. - № 1 (92). - С. 131 - 136.
17. Лазарева, В. Состязательность и доказывание в уголовном процессе // Уголовное право. 2019. № 3. С. 6-1.
18. Лобанова, Д. Д. Реализация принципа состязательности сторон в уголовном процессе / Д. Д. Лобанова, В. В. Суров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78745/ (дата обращения: 20.08.2022).
19. Лупинская, П. А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство и практика. М., 2019. – 330 с.
20. Муртузалиев А.М. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТАТУСОВ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ // Аграрное и земельное право. 2020. №10 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-protsessualnyh-statusov-nachalnika-organa-doznaniya-i-nachalnika-podrazdeleniya-doznaniya (дата обращения: 20.08.2022).
21. Муртузалиев А.М. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАССЛЕДОВАНИЯ // Вестник Академии права и управления. 2021. №2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-orientiry-v-deyatelnosti-organov-doznaniya-po-osuschestvleniyu-rassledovaniya (дата обращения: 20.08.2022).
22. Умнова И.А. Конституционное право: в 2 т. / под общ. ред. И.А. Умновой. - М.: Юрайт, 2019. - 439 с.
23. Фадеев И.А. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Академии права и управления. 2021. №2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-doznaniya-v-sisteme-mvd-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.08.2022).
24. Химичева, Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: автореф. дисс. … д.ю.н. М., 2019. - 325 с.
25. Шараева Я.А., Тангриева В.Н. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОЗНАВАТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ // Философия права. 2021. №3 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessualnyy-status-doznavatelya-mify-i-realnost (дата обращения: 20.08.2022).
Читать дальше