В процессе написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
Рассмотрены основные подходы к понятию социальной журналистики,
Проанализированы функции социальной журналистики в современном медиапространстве,
Проанализированы проблемы, решаемые социальной журналистикой,
Выявлены основные тренды развития социальной журналистики на современном этапе.
Социальная журналистика - еще не вполне устоявшийся термин. Даже те, кто ею занимаются, определяют ее по-разному. Для части из них социальная журналистика - это представительница интересов неблагополучных слоев общества, попытка раскрыть их проблемы и защитить посредством печатного слова.
Другой взгляд - государство реализует определенную социальную политику, значит, нужно показать, насколько оно справляется с этой задачей. Еще: это все, что лежит вне политики и экономики, но на что непосредственно влияет и политика, и экономика.
Это могут быть различные социальные группы, их взаимоотношения, роль в общественных процессах. Часть журналистов видит специфику социальной журналистики в преимущественном изображении человека и всего, что касается его близко, непосредственно. Идти «от человека» и его интересов - это и есть социальная журналистика. Есть мнение о том, что журналистика станет социальной, если увидит в человеке индивидуальность, его частную жизнь.
Социальной может считаться журналистика, если она отличается особой интонацией - газета должна заменить человеку собеседника, сохранить доверительную тональность в общении. Наконец, социальной журналистику может делать ориентация на определенный результат - обеспечивать каждому члену общества гарантию защиты его интересов
Социальная журналистика - направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества - проблем, связанных с противоречиями внутри общества (система «человек - общество»). Это вопросы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобализма и др. К социальной журналистике относятся публицистические статьи в периодической печати, радио и телевизионные программы и проекты.
Предмет социальной журналистики определяется самой природой социального, и непрерывно происходящих в социуме объективных процессов социализации, мобильности. По сравнению с другими направлениями предмет социальной журналистики действительно очень широк, всегда актуален и интересен большинству.
В современной отечественной журналистике нередко так и происходит, потому что незащищенными оказались слишком многие, потому что общество переживает кризис, острота которого в социальной сфере наиболее наглядна, - но это только одно направление современной российской социальной журналистики.
Социальная журналистика в современной общественной практике выполняет следующие функции:
- помочь одному человеку в конкретной ситуации, рассказать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;
- открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу;
- создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках традиционных ситуаций, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;
- давать полную информацию о состоянии социальной сферы, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам, подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов;
- упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами;
- помнить о нравственной оценке событий, поступков, высказываний, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, напоминать, что всегда есть возможность помочь другому, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.
Таким образом, социальная журналистика предполагает работу на результат, оказание помощи. Социальная журналистика ориентируется не на информирование и выражение общественного мнения, а на непосредственное вмешательство в реальную жизнь.