ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Определение патриотизма и его направленность … 4
1.1 Определение патриотизма 4
1.2 Основные принципы и программы формирования патриотизма у обучающихся 6
ГЛАВА 2. Воспитание патриотизма у обучающихся на уроках истории 15
2.1 Формирование и организация патриотизма на уроках истории 15
2.2 Развитие гражданской ответственности и патриотизма у учащихся 17
2.3 Факторы появления патриотического сознания 20
ГЛАВА 3 Гражданско-патриотическое воспитание 26
3.1 Ситуация с гражданско-патриотическим воспитанием в России 26
3.2 Приёмы по формированию патриотического воспитания 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ. 45
Читать дальше
Явление патриотизма появилось очень давно. Многие государственные деятели делали ставку на развитие патриотических настроений.
Таковую сделал Пётр I, планируя воспитывать будущие поколения в ключе защитников веры, рода и Родины.
Так продолжалось до 1917 года, когда у власти закрепились социалисты. Их система уже базировалась на основе строительства новой формации – коммунизма.
На высшем уровне в РСФСР главным органом власти считался народ. С приходом И. Сталина, власть ужесточилась и продолжала развивать сознательность внутри гражданина. После оттепели упор снова начал делаться на гражданскую сознательность.
После развала Советского Союза, общество погрузилось в кризис. Одним из таких стал социально-нравственный, вызванный, в том числе, и отсутствием идеи, которая сплачивала людей вокруг себя.
Некоторые исследователи выделяют несколько факторов в стимулировании патриотических чувств.
В новой концепции патриотического воспитания упор делается на коллектив, в рамках которого индивид должен пожертвовать своими интересами в угоду чего-то большего.
Любовь к родному городу и уважение к другим народам, проживающим на территории РФ и за её пределами тоже находится в рамках гражданско-патриотического развития.
Ставка также делается и на историю родного государства. Особенно её осмысления и осознания.
Обучение правам и обязанностям тоже является приоритетным направлениям, так как гражданин должен знать законы своего родного государства.
Читать дальше
1. Азизова Р.Р. «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания» // Актуальные вопросы современной науки и образования – П.: МБОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова, 2020 – 105 с.
2. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов : коллективная монография. Ч. 7 / отв. ред. д-р ист. наук, проф., Л.В. Алексеева. – Ню: НВГУ, 2020. – 166 с.
3. Бобылева, Т. Н. Общешкольный классный час «Урок России» // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С. 95-98.
4. Будцын, И. В. Патриотизм как категория воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом // Физическая культура в школе. – 2020. – № 3. – С. 51-57
5. Бутырская Е.В. «Теоретические подходы к формированию патриотизма». – Высшее образование сегодня - № 4 – 2019 - С. 34-37.
6. Волов, В. Т. Воспитание и теоретико-методологическое осмысление проблемы национальной идеи // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 49-56.
7. Ворожейкина, Н. И. Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 4. – С. 13-16
8. Вырщиков, А. Н. «Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе» / А. Н. Вырщиков – В.: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2018. – 168 c.
9. Глагов Д.С. «Особенности патриотического воспитания на уроках ОБЖ в современной школе» // Д.С. Глагов – Б.: НИУ БелГУ, 2018 – 71 с.
10. Голованов, В. П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 9-15
11. «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания» [Электронный ресурс] // Режим доступа - https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-11125 (дата обращения 14.04.2022)
12. Григорьев, Д. «Патриотизм великодушия»// Народное образование. – 2020. – № 4. – С. 171-176
13. Дахин, А. Н. Педагогическая технология в контексте патриотического воспитания // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 35-45.
14. Дорофеева, Т. Г. «Русская Православная Церковь и патриотическое воспитание: учебное пособие» / Т. Г. Дорофеева. – П.: РИО ПГАУ, 2018. – 220 с
15. Джоракулыев Ш.Д. «Система воспитания гражданственности и патриотизма в современных образовательных учреждениях» / Ш. Д. Джоракулыев – A.: АГУ, 2020 – 5 с.
16. История гражданско-патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Издательство «Проблемы науки» - Режим доступа: https://scienceproblems.ru/ist orija-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitanija/2.html (дата обращения: 14.04.2022)
17. Клепцова, Е. Ю. Феномен патриотизма как категория деятельности // Воспитание школьников. – 2020. – № 1. – С. 34-39
18. Корж Н.В. «Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодёжи: региональный аспект» // Власть – 2021 - №1 – С.123 – 130
19. Коновалов А.А «Гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Я – Гражданин России»» // А.А. Коновалов – К.: МБОУ «Коношская СШ", 2019 – 20 с.
20. Корольникова Е.А. «Патриотическое воспитание на уроках музыки» // Е.А. Корольникова – Т.:ООШ №43, 2019 – 5 с.
21. Кузнецов В.М. «Методологические ориентиры гражданского образования в отечественной педагогике конца ХХ- начала ХХI века» / Ценности и смыслы – 2021 - №4 – С.146-156.
22. Кулишов В.В., Зотова И.В. «Организация гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе дополнительного образования» // В.В, Кулишов, И.В. Зотова – К.: ИСТ, 2018 – 280 с.
23. Куриленко Д.В, Куриленко И.И. «Патриотическое воспитание школьников в старших классах» // Д.В. Куриленко, И.И. Куриленко – Т.: ТПИ,2020 – 47 с.
24. Митрофанова М.М. «Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознание» [Электронный ресурс] // Режим доступа - https://solncesvet.ru/conf_cat/роль-педагога-в-формировании-личност/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-ist.8497172/ (дата обращения 14.04.2020)
25. Метелев, А. П. «Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях: опубликованы Минпросвещения РФ 12 марта 2020 г.» // Вестник образования России. – 2020. – № 8. – С. 34-48.
26. Науменко, Н. М. «Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие» /, Н. М. Науменко – О.: ОренПечать, 2019. – 88 с
27. Паскочина И.А. «Патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы» [Электронный ресурс] // Prodlenka.org – Режим доступа - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/355818-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-istorii (дата обращения 14.04.2022)
28. Пристапчук, Е. С. Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе / Е. С. Пристапчук. —// Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 256-258.
29. Осипова Д.В. «Патриотическое воспитание школьников на интегрированных уроках истории и литературы» [Электронный ресурс]//Режим доступа - https://uchitelya.com/literatura/159846-prezentaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-na-integrirovannyh-urokah-istorii-i-literatury-10-klass.html (дата обращения 14.04.2022).
30. Развитие гражданственности и патриотизма на уроках обществознания [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11602/2/Pigul.pdf (дата обращения 14.04.202022)
31. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]// Философская энциклопедия – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ (дата обращения 14.04.2022).
32. Фомина Ю.В. «Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории и обществознания» / Ю.В. Фомина – Т.: ТСОШ, 2019 – 7 с.
33. Цикунов С.Ю, Цикунова О.В. «Из истории развития патриотического образования в России» [Электронный ресурс] // С.: СГУ – Режим доступа: http://old.sgu.ru (дата обращения: 14.04.202022)
34. Эпсерханова Е.Н. «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории» [Электронный ресурс] // ИнфоУрок, 31.05.2019 - Режим доступа - https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-istorii-3721989.html (дата обращения 14.04.2022).
35. Юров, И. А. «Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи» / И. А. Юров. – М.: Русайнс, 2020. – 132 с.
Читать дальше