Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной безопасности у младших школьников на классных часах 5
1.1. Понятие информационная безопасность 5
1.2. Особенности формирования информационной безопасности у младших школьников 9
1.3. Организация внеклассной деятельности в начальной школе 14
Глава 2. Методические основы формирования информационной безопасности в МОУ СОШ № 57 18
2.1 Характеристика базы исследования 18
2.2. Анализ внеклассной деятельности в 3 классе 19
2.3. Педагогический ситуация в 3 классе (тестирование детей и опрос учителей о необходимости информационной безопасности) 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 36
Читать дальше
Современный этап развития общества как информационного общества, связанный с возрастающей ролью информационных процессов, потоков и технологий, глобализацией информационной сферы, создает новые условия жизни человека и общества. Становление информационного общества приводит к формированию информационного образа жизни человека, развитию новых информационных структур общества, предоставляющих новые возможности для информационной активности человека (социальные сети, виртуальные сообщества и т.п.). Но в то же время появляются и проблемы информационной экологии личности и общества (угрозы нарушения информационной безопасности, компьютерная преступность, интернет-зависимость, контроль массового сознания населения через сети, суицидальные группы в Сети и др.).
В современном пространстве информация распространяется очень быстро благодаря информационным и коммуникационным технологиям. Но тот противоречивый, агрессивный и негативный характер, которым обладает сама информация, часто влияет на социальные и нравственные ценности общественной жизни. Деформации и деструктивные изменения в интеллектуальной сфере общества в виде искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, неправильных ориентаций и ценностей сказываются на состоянии и процессах во всех значимых сферах общественной жизни.
В информационном обществе возрастает роль личности - сегодня именно человек становится главным фактором развития и одновременно риском кризиса общества - его технологические и интеллектуальные возможности в использовании информационных технологий. становятся глобальными. Выход из такой кризисной ситуации во многом определяется уровнем образования и культуры личности и общества в целом.
В информационном обществе в полной мере выражается фундаментальная зависимость всей цивилизации от умений и качеств личности, закрепленных в образовании. Образование играет особую роль, так как отражает особенности современного состояния цивилизационного развития, но в то же время и определяет их.
Личность ребенка сегодня формируется в информационном мире. Использование компьютера в учебном процессе стремительно приобретает все большее значение, в том числе при промежуточной и итоговой оценке его работоспособности. Все это оказывает влияние на интеллектуальное развитие учащихся, ИКТ активизируют самостоятельность, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Использование компьютера в классе и во внеурочное время делает учебную деятельность более привлекательной. Учащиеся, являющиеся опытными пользователями ИКТ, имеют более высокую и устойчивую самооценку, успешно участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих и научно-исследовательских работах. Растет роль самодеятельности учащихся с использованием интернет-ресурсов.
Однако современное состояние информационного пространства Сети можно назвать источником угроз информационной безопасности школьников. Современный учащийся, вовлеченный в процесс познания, не защищен от потока информации. Этот фактор не позволяет однозначно считать Интернет благоприятной образовательной средой.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. от 14 июля 2022 г. N 301-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изм. от 11 декабря 2020 г. N 712) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. N 12
3. Абдуразаков М. М. Взаимодействие субъектов образования в информационно-образовательной среде: культура знаний, познания и информационной коммуникации. // Педагогика. – 2018. - №9. - С. 39-46.
4. Абдуразаков М.М., Батыгов З.О. Современные проблемы обеспечения информационной безопасности в образовательно-педагогической сфере. Информатика и образование. 2021. - № (10). - С. 57-64
5. Астахова, Л. В. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований / Л. В. Астахова, С. С. Лушникова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. - 2019. - № 1 (31). - С. 37-45.
6. Баринов, С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» / С. В. Баринов // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 4 (65) апрель. - C. 97-104.
7. Белякова, Е. Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская, А. И. Березенцева / / Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 8. - С. 147-162.
8. Бешенков С. А., Миндзаева Э. В. Интеграция учащихся в современный информационный социум как педагогическая проблема // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Научное издание. Часть 1; под науч. ред. Я. А. Ваграменко, М. П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2017. С. 43-53.
9. Богатырева Ю. И., Козлов, О. А., Поляков В. П., Привалов А. Н. Методическая система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационной безопасности: концепция // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. Уфа: Аэтерна. 2017. С. 27-47.
10. Бокова Л.Н. За рубежом поражены масштабностью и эффективностью нашего Единого урока и перенимают российский опыт // Единый урок безопасности. 2017. № 4(26). С.5-9.
11. Данильчук Е. В. Методические особенности формирования понятия "информационная безопасность" на разных этапах обучения информатике в школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. - С. 8-14
12. Дащенко Ю. С. Воспитание культуры информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационнной культуры детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2020. - С. 80-86
13. Козлов О. А. Проблемы подготовки педагогических и управленческих кадров к обеспечению информационной безопасности // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении». Череповец: Череповецк. гос. ун-т, 2018. (г. Череповец, 29-30 марта 2018 г.). С. 182-188.
14. Козлов О. А., Гузикова Л. А. Информационная безопасность как условие деятельности образовательных организаций. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017;6(22). - С. 43-50.
15. Кононов, О. А. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности / О. А. Кононов, О. В. Кононова. - Текст : электронный // Проблемы управления. - 2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-i-eticheskie-aspekty-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 21.07.2020).
16. Никотина, Е. В. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Никотина Е. B. ; Ставр. гос. пед. ун-т. - Ставрополь, 2012. - С. 14-40.
17. Павловская, Н. К. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе / Н. К. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 587-590. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41248/ (дата обращения: 20.07.2022).
18. Поляков В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке: монография. - М.: ИУО РАО; 2016. - 135 с.
19. Поляков В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. 160 с.
20. Поляков В. П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов // Педагогическая информатика. 2016. № 4. С. 37-47.
21. Поляков В. П. Развитие информационной подготовки в контексте стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Наукоград наука производство общество. 2016. № 2. С. 46-51.
22. Поляков В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке / В. П. Поляков. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. – 297 с.
23. Прихожан, А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А. М. Прихожан // Мир психологии. - 2010. - С. 135-141.
24. Роберт И. В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 12.
25. Роберт И. В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования // Человек и образование. 2017. № 2. С. 165-174.
26. Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2017. — 512 с.
27. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Игры, мультики, учёба // Дети в информационном обществе. 2014. № 17. С. 34–43.
28. Федосов А.Ю. Обеспечение информационной безопасности школьников // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 32-37.
Читать дальше