ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Функции, методы и формы муниципального управления 5
1.2. Нормативно-правовая база муниципального управления 7
1.3 Направления муниципального управления 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципалитета 15
2.2. Основные направления муниципальной политики муниципалитета 17
2.3 Оценка эффективности муниципального управления муниципалитета 25
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 36
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организации муниципального управления 36
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Приложение А 57
Читать дальше
Муниципальное управление наиболее близко к населению и является основным в системе публичной власти. Обеспечить качественное исполнение обязанностей позволяет достаточное финансирование и эффективная система муниципального менеджмента, при которой учреждения в полной мере осуществляют возложенные на них обязательства.
Понятие «менеджмент» традиционно ассоциируется с бизнесом и коммерческими предприятиями. Однако все базовые принципы и закономерности менеджмента присущи и муниципальным организациям. Муниципальный менеджмент представляет собой управление организацией, следовательно, управленческое воздействие на социально-экономические и общественно-политические процессы в муниципальных образованиях.
Муниципальный менеджмент возник в результате потребности реализации общих интересов жителей, в рамках исторически сложившейся территориальной общности с ее традициями, обычаями, ценностями, хозяйственным укладом жизнедеятельности.
Поэтому муниципальный менеджмент можно назвать специфическим видом управленческого труда, направленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Если рассмотреть муниципальный менеджмент с научной точки зрения, то под ним следует понимать процесс управления, в результате которого осуществляются способы и приемы реализации функций местной публичной власти, т.е. муниципального управления или исполнительно-распорядительную деятельность, администрирование. Формирование эффективного муниципального менеджмента не обходится без рассмотрения его методологии.
Так, методологическую основу муниципального менеджмента составляют общенаучные знания - история, философия, история и современная практика государственного и муниципального управления в России и за рубежом; теория общего и специального менеджмента, концепции экологизации управления; специальные теории территориальной социально-экономической организации населения, микро и макроэкономика и др.
В системе принципов организации муниципального менеджмента можно выделить общие и специфические принципы. К общим относят принципы системности, научности, устойчивого развития, социально-экономической эффективности и др. Специфические (частные), принципы обусловлены территориальной спецификой объектов и субъектов муниципального менеджмента
Оценка эффективности муниципального менеджмента - сложное явление, что связано, в первую очередь, с тем, что субъект управления представляет собой совокупность отдельных субъектов, каждый из которых выполняет определенную функциональную роль.
В целом, по результатам опроса жителей Г.о.Гатчина можно выделить следующие проблемные места в работе местной Администрации:
1) низкий уровень информационной открытости Администрации для населения посредством интернет-сайта;
2) неудовлетворительное состояние придворовых территорий, в частности: территории у озера «Белое».
По результатам опроса сотрудников Администрации выявлено, что наиболее острыми проблемами деятельности местной Администрации являются:
1) недостаточный уровень квалификация муниципальных служащих.
Для устранения выявленных проблем разработан организационный проект.
Цель проекта – совершенствование деятельности Администрации г.о.Гатчина.
Проектные мероприятия:
1. Разработка мероприятий по улучшению работы Интернет-сайта Администрации г.о.Гатчина.
2. Разработка мероприятий по улучшению экосистемы озера «Белое» и благоустройству прибрежной территории.
3. Разработка мероприятий по повышению квалификации муниципальных служащих Администрации г.о.Гатчина.
Этапы проектирования:
1. Обоснование проектных мероприятий.
2. Оценка затрат.
3. Оценка социально-экономической эффективности проектных мероприятий.
Нормативно-методическая база проекта:
1. Федеральный закон №131-Фз от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изм. от 3 февраля 2022 г. № 8-ФЗ).
2. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2020, с изм. от 01.12.2021).
3. Устав г.о.Гатчина, принят Решением Совета депутатов г.о.Гатчина от 28.02.2006 № 14 (ред. 24.03.2010 № 19/1-9).
Источником финансирования проектных мероприятий выступят денежные средства местного бюджета Г.о.Гатчина и бюджета Московской области.
Социально-экономическая эффективность от предложенных мероприятий выразится по каждому из направлений.
Для оценки необходимости проведения разработанных мероприятий использован метод экспертных оценок. Проведенное ранжирование показывает, что эксперты наиболее высоко оценили значимость проектных мероприятий для улучшения критериев, отражающих удовлетворенность населения уровнем информационной открытости Администрации, а также повышение квалификации муниципальных служащих Администрации г.о.Гатчина.
Также рассчитан коэффициент конкордации. В результате расчёта выявлено, что данный показатель равен 0,72, что превышает пороговое значение 0,5, что свидетельствует о допустимости использования согласованной оценки. Полученное согласованное ранжирование является устойчивым, что свидетельствует о социальной эффективности проекта.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2018 № 2-ФКЗ, от 21.07.2018 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URLhttp://www.co№sulta№t.ru. (дата обращения: 28.07.2022).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URLhttp://www.co№sulta№t.ru. (дата обращения: 28.07.2022).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. № 2.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 1
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416
6. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985): ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URLhttp://www.co№sulta№t.ru. (дата обращения: 28.07.2022).
7. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: Учебное пособие: В 2 т. – М.: Норма, 2018. Т. 2. 828 с.
8. Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 240 с.
9. Сидорова М.В. Исполнительная власть Российской Федерации: понятие, структура, административно-правовой статус: Учебное пособие. – Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2020. 54 с.
10. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2019. 512 с.
11. Алексеева Л.А. Взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 1. С. 21-49
12. Баранов П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика // Администратор суда. 2019. № 4. С. 3-49
13. Блинова А.В. Совершенствование организационных структур региональных органов управления (на примере управления Администрации района Талнах) // Научный поиск. – 2019. – № 2.4. – С.72-79.
14. Батьянова Л.Н., Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Гражданские движения как возможная действующая сила социальных преобразований // Baikal Research Jour№al. 2017. Т. 8. № 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).23-48
15. Мадьярова А.В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 28-79.
16. Михеева И.В., Невельская Л.А. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правовой регламентации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019 – № 3 – С.19-25
17. Полянский В. В., Волков В.Э. Гармонизация публичной власти - цель реформы местного самоуправления // Lex Russica. – 2020. – № 7. – С. 772-782.
18. Самаруха А.В., Сачков Д.И. Методика оценки эффективности органов местного самоуправления и устойчивости развития муниципального образования // Социально-экономическое развитие и образование. 2021. № 4. С. 306-459
19. Тарабан Н.А. Местное самоуправление в России: институт гражданского общества или ступень властной вертикали? // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 3. С. 44-77
20. Худолей Д.М. , Худолей К.М. Муниципальный район или городской округ? // Российский юридический журнал. – 2019. – № 5. – С. 37-47.
21. Чуксина В.В., Хренников В.Д. Социальная защищенность как конституционно-правовая категория // MODER№ SCIE№CE. 2020. № 1 - 2. С. 192-346.
22. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления [Электронный ресурс] // URLhttp://chi№ov№ik.uapa.ru/ (дата обращения: 28.07.2022).
23. Коннов В.Л Основные показатели эффективности организационной структуры [Электронный ресурс] // URLhttp://ma№agme№t-study.ru/os№ov№ye-pokazateli-effektiv№osti-orga№izacio№№oj-struktury.html (дата обращения: 28.07.2022).
24. Никифорова Н.А. Анализ уровня управления [Электронный ресурс] // URL http://studme.org/1056041210047/ eko№omika/a№aliz _urov№ya_upravle№iya (дата обращения: 28.07.2022).
25. Официальный сайт Гатчинского городского округа [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://gorod-kamyshlov.ru/ (дата обращения 26.07.2022)
Читать дальше